Число российских некоммерческих организаций, внесённых в список «иностранных агентов», стремительно растёт. Скоро к ним могут добавить социологические центры и научно-исследовательские организации, получающие поддержку из-за границы.
В список «иностранных агентов» из-за участия в «политической деятельности» при «зарубежном финансировании» попало уже по меньшей мере 40 организаций. В основном этот организации, занимающиеся правозащитной и природоохранной деятельностью. Но теперь оказаться под прицелом ловцов иностранных агентов может более широкий круг организаций.
В поле зрения прокуратуры попали социологические центры и научно-исследовательские организации. Предостережение прокуратуры о том, что он должен зарегистрироваться как иностранный агент, получил «Левада-центр» – на том основании, что он получал гранты из-за рубежа и публиковал результаты своих исследований (что теперь расценивается как участие в политической деятельности), пишет газета «Ведомости».
Следующие на очереди – научно-исследовательские организации, так или иначе проводящие проекты при иностранном финансировании. Первоначально закон об «иностранных агентах» не касался научных организаций, но теперь, пишут «Ведомости», правительство обязало иностранные благотворительные и научные фонды, сотрудничающие с российскими исследователями и научными учреждениями, проходить экспертизу Минобрнауки.
Грантодатели теперь должны представить в министерство уставные документы и данные о научном проекте, на который выделяются средства. Кроме того, они должны передать чиновникам собственные банковские реквизиты и номера счетов грантополучателей. Чиновники могут отказать меценатам, если сочтут, что цели исследования противоречат российским законам или не соответствуют приоритетным направлениям развития науки и технологий.
По ходу неприкрытой охоты на «иностранных агентов» стремительно расширяется определение «политической активности». Ассоциация «Агора» насчитала более 50 видов деятельности, которые прокуратура определяет как политические. В результате, пишет газета, о любой благотворительной или правозащитной НКО можно сказать, что она занимается политической деятельностью, и причислить её к «иностранным агентам».
Российские медиакомпании охота на иностранных агентов пока не затронула.
На ситуацию пытается повлиять президентский совет по правам человека (СПЧ), который рекомендовал Владимиру Путину вмешаться в конфликт между Генпрокуратурой и проверяемыми ею НКО, сообщает «Коммерсант». В опубликованных рекомендациях совет акцентирует внимание на нескольких проблемах.
В первую очередь правозащитники говорят, что по закону «Об НКО» проверять их может только Минюст, но фактически этим занимается прокуратура; прокуроры требуют от НКО предоставления больших массивов документов в неоправданно сжатые сроки, в некоторых случаях проверки проходили в грубой форме.
Для проверок привлекаются представители МВД, МЧС, Роскомнадзора, Федеральной миграционной службы и других ведомств с целью найти в деятельности НКО хоть какие-то нарушения законодательства, не связанные ни с экстремизмом, ни с иностранными агентами, и с помощью огромных штрафов вынудить НКО прекратить свою работу.