Негативные стороны нынешней системы здравоохранения хорошо видны и пациентам, и медикам. Естественно, каждому со своей колокольни. Но в целом всем понятно, что изменить ситуацию в этой - самой затратной - социальной сфере позволит только решительная модернизация. И первый шаг к этой цели сделан. Минздравсоцразвития РФ разработало концепцию развития здравоохранения России до 2020 года, которая очерчивает общие контуры будущей системы. Важно то, что над ней работали не только чиновники и специалисты отраслевых институтов, но и практикующие врачи.
В конце января в Государственной думе состоялись парламентские слушания, посвященные этому документу. В них участвовали и представители регионов страны, от нашего края - заместитель главы областного минздрава Галина Богдановская.
- По сути, на обсуждение была вынесена судьба нашего здравоохранения, - отметила она. - В концепции дан подробный анализ нынешней ситуации. Исходя из него определены цели, задачи и основные направления развития на перспективу. Прежде подобного документа у нас не было. Пожалуй, самым впечатляющим моментом стали выступления руководителей региональных органов здравоохранения, вышедших из первичного звена, знающих все проблемы не по отчетам, а по собственному практическому опыту. Все подчеркивали: сегодня первичная помощь труднодоступна. Связано это в основном с тем, что врачи поликлиник вынуждены проделывать очень большой объем работы, с которой вполне справились бы фельдшера или медсестры. И потому уже не в состоянии выполнить все стоящие перед ними задачи - это практически невозможно при том количестве пациентов, которые нынче прикреплены к одному участку. Поэтому концепция предусматривает расширение участковой службы и возрождение системы доврачебной помощи. Необходимо также объединить некоторые функции здравоохранения и социальной службы, поднять на другой уровень реабилитацию пациентов, оказание помощи больным на дому так называемыми бригадами реагирования. Все это потребует значительно увеличить количество медицинских сестер. Для сравнения: соотношение числа врачей и медсестер у нас составляет один к двум, а в Западной Европе, где доступность медицинской помощи гораздо выше, - один к семи. К такой модели будем и мы идти.
Большие перемены должны коснуться и больниц. Главный тезис концепции по отношению к ним таков: остаться должны только те, где пациентам обеспечена помощь в полном объеме. Иными словами, больница обязана не лечить, а вылечивать (конечно, когда это позволяет современный уровень развития медицины). Если по каким-то причинам - скажем, техническим или кадровым - она это делать не способна, значит, ее ждет другая судьба.
- Для нашей области это очень больной вопрос, - подчеркивает Галина Богдановская, - поскольку придется сокращать стационары, которые не выполняют свои функции, а оставлять только мощные, хорошо оснащенные. Те, где подготовка специалистов, уровень оборудования, качество медицинской помощи в целом будут полностью соответствовать стандартам. Причем не нынешним. Ставка сделана на передовые технологии, поэтому и количество стандартов, и уровень заложенных в них требований вырастут. В конечном итоге эти меры способны поднять здравоохранение на новую, современную ступень. Под это и объем финансирования должен увеличиться в три раза.
Реализация многих положений концепции потребует внести ряд серьезных изменений в законы. К примеру, в сфере обязательного медицинского страхования предполагается ввести персонифицированный учет застрахованных граждан. Налоговый кодекс тоже необходимо пересмотреть, поскольку предусматривается перейти от единого социального налога, часть которого зачисляется в Федеральный и территориальные фонды ОМС, к страховым взносам на ОМС.
Грядут изменения и в национальной лекарственной политике. Обеспечение медицинскими препаратами льготников (очень сложная и все обостряющаяся проблема!) намечено включить в программу государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи и в медико-экономические стандарты в качестве их составной части. В свою очередь, это потребует принятия новых федеральных законов, над которыми работают депутаты Госдумы.
Предложено также решить наконец вопрос, который многих из нас ставит в тупик: почему одни и те же медицинские услуги в одних и тех же стенах оказываются и бесплатно, и за деньги? Это будет четко разграничено. Законодательные акты закрепят «водораздел», обеспечат государственные гарантии медицинской помощи, определят порядок и место оказания платных медицинских услуг.
Весьма положительным, по мнению Богдановской, является и то, что в обсуждавшемся более чем 60-страничном документе уделено особое внимание системе мер, направленных на формирование здорового образа жизни. В первую очередь это касается целенаправленной борьбы с курением и потреблением алкоголя.
Разумеется, концепция есть концепция. Ее положения требуют детальной разработки и конкретизации. Но главное - сбудется ли все это вообще? Не останется ли документ пылиться в архиве среди прочих подобных благих намерений? На слушаниях в Госдуме подобные сомнения звучали. Ведь время нынче вроде бы не самое благоприятное для реализации новых масштабных, дорогостоящих проектов. Особенно скептически по поводу своевременности этого документа высказывались представители Минэкономразвития РФ…
Однако переубедить участников слушаний им не удалось: пора не только говорить о проблемах, но и решать их коренным образом! Когда вступит в действие концепция? Этим вопросом озабочено все медицинское сообщество страны. И хотя строить прогнозы дело неблагодарное, специалисты убеждены, что разработка проекта вышла на финишную прямую. Сейчас он передан на рассмотрение в правительство РФ.
- Мы хотим его увидеть как минимум в этом году, - говорит Галина Богдановская. - Но чем быстрее, тем лучше. Все, кто ознакомился с концепцией, убеждены, что предлагаемая реконструкция здравоохранения сыграет колоссальную роль в улучшении медицинской помощи в нашей стране.
Ольга НУРЕЕВА