Сибирская язва - одно из самых страшных в мире заболеваний. А ее возбудитель настолько живуч, что способен напомнить о себе спустя многие сотни лет, «восстав» из древних захоронений. Места, где находятся сибиреязвенные могильники, - это бессрочные опасные зоны. Есть такие и на нашем полуострове - две в Кольском районе и одна в Печенгском. Несколько лет назад их состояние заставило забить тревогу областную ветеринарную службу.
В свое время в могильниках были размещены останки пораженных сибирской язвой коров, принадлежавших местным сельхозпредприятиям - зверосовхозу «Кольский» и хозяйству «Животновод Печенги». Захоронениям, понятное дело, никак не тысячи лет, а всего лишь полвека - для коварной заразы просто-таки пустячок. И хотя земля для нее - надежное узилище, но только в том случае, если не нарушать ее покой. Неблагополучные участки согласно ветеринарно-санитарным правилам попадают в разряд неприкасаемых на веки вечные и не могут быть использованы ни для каких целей. Вокруг них создается защитная зона, опасным объектам должны быть обеспечены надлежащие содержание и контроль.
Долгие годы никаких проблем не возникало - уходом занимались хозяйства, создавшие могильники. Но в постсоветское время оба предприятия обанкротились, и захоронения оказались «беспризорными». Об ограждениях и предупредительных знаках на них длительный период никто не заботился, в итоге опасные объекты оказались в таком виде, что он вряд ли мог кого-то всерьез насторожить и остановить. Дошло до того, что одно из «чудных» местечек народ и вовсе облюбовал для привалов и пикников.
Когда ветслужба забила тревогу, первым встал вопрос о «наследстве» - кому принимать?
По территориальному признаку объекты, по логике вещей, должны отойти муниципальным образованиям. Но те желания заняться могильниками не только не проявили, но и попытались от них напрочь откреститься. Причем существенно осложнила проблему неурегулированность в отношении прав собственности на землю.
- Все пришлось решать через суд. Сейчас ответственность за содержание могильников несут администрации Кольского и Печенгского районов. Согласно федеральному законодательству суд обязал их принять в собственность бесхозные объекты, находящиеся на территории этих муниципальных образований. Удалось урегулировать и вопросы с землей, - пояснил руководитель комитета по ветеринарии и охране животного мира Мурманской области
Сергей Скоморохов. - Два захоронения уже приведены в полное соответствие с ветеринарно-санитарными правилами.
Так, в Печенгском районе объект занимает около 800 квадратных метров. Его площадь забетонирована и огорожена металлическим забором, с внутренней стороны которого по всему периметру проложена полутораметровой ширины траншея и возведен земляной вал. На заборе прикреплены таблички «Запретная зона - сибиреязвенный скотомогильник». Иными словами, опасное место надежно защищено от случайных посетителей, а на особо любопытных как стоп-сигнал должны подействовать предупреждающие надписи.
Выполнены необходимые работы и на одном из объектов в Кольском районе. Но второе захоронение, несмотря на предписание ветслужбы и решение суда - завершить обустройство до 1 ноября, так и не было приведено в порядок. Причем подзависла проблема как раз с могильником, особо отмеченным вниманием народа, - «пикничковым». Расположен он всего в какой-нибудь сотне метров от федеральной трассы (район 222-го километра) и как на грех подвернулся под руку еще и дорожным строителям.
- Неизвестно, как во время реконструкции трассы согласовывались действия районной администрации и строителей, но произошло недопустимое, - подчеркнул
Сергей Скоморохов, - в санитарно-защитной зоне захоронения грунт подвергся перемещению. Вдобавок сейчас в непосредственном соседстве с могильником, чуть ли не на его территории, образовалось нагромождение арматуры и каких-то бетонных конструкций - того, что оставили после себя дорожники.
Администрация района пытается объяснить ситуацию тем, что весной произошла смена власти и новая оказалась не в курсе проблемы с сибиреязвенным объектом. На что ветслужба резонно возражает.
- Незнание не освобождает районное руководство от ответственности, да и непосредственно занимавшиеся этим вопросом люди в администрации остались, - заметил
Сергей Скоморохов. - Непонятно также, почему оказались незапланированными средства на обустройство захоронения, хотя вопрос висит еще с 2007 года.
Скорее всего, теперь ветслужба возьмется за решение проблемы совместно с природоохранной прокуратурой, куда комитет намерен обратиться.