Начальник полиции Восточного Финмарка выразил серьёзые опасения, что образование между Норвегией и Россией приграничной зоны с упрощённым режимом может обернуться ростом преступности. По мнению мэра Киркнееса и главы Новрежского Баренцсекретариата, шеф полиции просто демонизирует русских.
Предложение о создании 30-км приграничной зоны, жители которой смогут ездить через границу с меньшими формальностями, встретило неоднозначную реакцию в приграничном норвежском Киркенесе. Норвегия и Россия имеют сухопутную границу протяженностью 196 км.
Шенгенская зона
Норвегия является членом Шенгенского соглашения - международного договора, заключённого рядом европейских стран по вопросам пограничного режима и упразднения контроля на границах между этими странами. Поскольку Россия в Шенгенский союз не входит, процедура пересечения границы начинается с получения норвежской визы, а для этого требуется уйма бумажной работы.
Теоретически, министры иностранных дел двух стран Йонас Гар Стёре и Сергей Лавров договорились проанализировать возможность создания приграничной зоны глубиной по 30 км с каждой стороны, в пределах которой местные жители могли бы пересекать границу по более простым правилам, нежели жители других областей. С российской стороны в особую зону попадают п. Никель, г. Заполярный и п. Печенга, с норвежской - г. Киркенес с пригородами.
Без виз
Если особый режим воплотится на практике, местным жителям выдадут специальные удостоверения, по которым они смогут ездить за границу без виз, но только в пределах приграничной зоны. Жители Никеля или Заполярного смогут ездить в Киркенес, не обращаясь за норвежской визой. Для поездок более дальних, чем на 30 км от границы, виза по-прежнему будет необходима. Таковы же правила и для жителей Киркенеса - по удостоверению они смогут приехать, к примеру, в Никель, но для поездки в Мурманск им потребуется российская виза.
Преступность и проституция
Как пишет в своём письме в Норвежский государственный директорат полиции начальник полицейского управления Восточного Финмарка Хокон Скулстад, при вводе такого пограничного режима возможен всплеск преступности. По его словам, в полиции положительно относятся к упрощению режима, но считают, что при росте числа пересекающих границу расширяются возможности для преступной деятельности.
В частности, в качестве возможных последствий в письме идёт речь о наплыве воров и проституток.
Трансграничный бандитизм
В полиции опасаются формирования преступных объединений по обе стороны границы. Ещё одна проблема - контрабанда наркотиков. На сегодня о какой-либо контрабанде наркотиков на норвежско-российской границе ничего не известно, но с увеличением движения через границу ситуация может измениться, считает г-н Скулстад.
Резкая реакция на месте
Письмо из местного полицейского управления вызвало резкую реакцию у участников норвежско-российского сотрудничества. Редактор местной газеты "Sør-Varanger Avis" Ранди Флёттен Андреассен пишет в передовой статье, что подобные заявления полиции - скорее эхо из прошлого. "... Мы не верим, что из-за создания приграничной зоны нас захлестнёт волна преступности, - пишет она. - ... А в то же время наркотики потоком идут в коммуну Сёр-Варангер через полностью открытую финскую границу".
"Это очень-очень грустно. Начальник полиции рисует пугающую картину, которая не соответствует действительности. Мы десятилетиями работаем, чтобы искоренить предрассудки, что “русские” сплошь бандиты и проститутки", - сказал глава Норвежского Баренцсекретариата Рюне Рафаэльсен.
В списках не значатся
"Мы здесь на севере Норвегии прекрасно знаем, что в наших криминальных сводках приезжающие к нам русские почти не фигурируют, да и законотворцы из Осло знают о наших положительных повседневных отношениях с приезжими из России", - подчеркнул г-н Рафаэльсен, выразив при этом опасение, что письмо от местного шефа полиции поставит на российских гражданах незавидное клеймо.
По словам Рюне Рафаэльсена, сама полицейская статистика доказывает, что уровень преступности в Киркенесе и так весьма низок, а русские попадают в криминальные сводки вообще нечасто. В драку в пабе в субботу вечером полезет скорее местный норвежец, чем русские моряки или визитёры из соседнего Никеля.
Предложим полицейским приграничное сотрудничество
Вместо того, чтоб живописать всевозможные ужасы, местной полиции следовало бы исследовать возможности трансграничного сотрудничества со своими российскими коллегами, которое можно наладить при образовании приграничной зоны, заключил г-н Рафаэльсен.
Искажённое представление
В свою очередь, председатель коммуны Сёр-Варангер Линда Рандал считает, что утверждения шефа полиции может отрицательно отразиться на желании центральных властей продолжить реализацию идей приграничной зоны. В интервью газете "Finnmarken" она заявила, что была всерьёз удивлена письмом шефа полиции.
"Я не считаю, что наши соседи на российской стороне ударятся в криминал только из-за того, что у нас будет такая приграничная зона", - сказала она.
Коммуна Сёр-Варангер и Печенгский район имеют побратимские связи и соглашение о широком сотрудничестве.
Подозревать целый народ?
Губернатор Финмарка Рюнар Шостад весьма резко отреагировал на письмо шефа полиции.
"Он готов возложить подозрение на целый народ. Это очень печально", - сказал г-н Шостад в интервью газете "Finnmarken".