Прокурор в Тромсё объяснил, что арестованные российские траулеры всегда доставляются в порт офицерами береговой службы. Норвежцы опасаются попыток уйти от ответственности в противном случае
Российские рыбаки полагают, что береговая охрана Норвегии ущемляет их права в северных водах. В то время как норвежские суда, нарушившие закон, могут продолжать работу даже после установленного факта нарушения, российским судам приходится следовать в порт и, следовательно, прерывать промысел до того момента, пока ими не будет выплачен штраф в полном объеме или не будут представлены банковские гарантии оплаты. Часто такая ситуация означает недельное простаивание судна и рассматривается рыбаками как чрезмерное наказание. Время – деньги, а неделя без промысла – большие финансовые потери для российских судов.
Российские СМИ сообщают, что после ареста 28 Сентября руководство траулера «Сапфир 2» заявило о том, что в Норвегии с ними поступили гораздо жестче, чем с норвежскими судами. «Сапфир 2», отбуксированное в порт Тромсё, провело там практически неделю, после чего выплатило штраф в размере 450 000 Норвежских крон (57 000 ЕВРО).
В своем интервью NRK прокурор Северной Норвегии, Ларс Фоус пояснил, что российские траулеры должны направляться в порт, чтобы исключить возможность их ухода от правосудия.
- Когда мы имеем дело с Российскими судами, как это уже было с судном «Электрон», скрывшимся и избежавшим наказания, мы не можем привлечь к ответственности ни судовладельца, ни руководство самого судна, - поясняет Ларс Фоус.
В 2005 году норвежской береговой службой по факту нарушения правил рыболовства в рыбоохранной зоне Шпицберген было задержано судно «Электрон». Арестованное судно сначала следовало за катером береговой охраны по направлению к порту Тромсё, но неожиданно изменило курс и направилось к Российским водам с двумя инспекторами береговой охраны на борту. Несколько суден береговой охраны прибыли к месту событий, где развернулась игра в «кошки-мышки» в открытом море. Норвежская береговая охрана предприняла попытки спустить на борт «Электрона» еще несколько своих офицеров с вертолета, но погодные условия и 8-10-метровые волны препятствовали этому. «Электрону» удалось добраться до Российских территориальных вод, где прокурору Ларсу Фоусу совершить правосудие не представлялось возможным
- Ситуация с «Электроном» стала ярким подтверждением того, что если судно не доставлено в порт, оно никогда в него не попадет, - сказал Ларс Фоус NRK.
На прошлой неделе Nordlys процитировало слова Ларса Фоуса о том, что: - Если русские хотят избежать неприятностей, они должны следовать букве закона, действующего в рыбоохранной зоне.
Случай с «Сапфиром 2» стал предметом горячих споров на фоне в целом положительных взаимоотношений между Россией и Норвегией. Министр иностранных дел России, Сергей Лавров, уверен, что Норвегия зашла слишком далеко, арестовав траулеры в рыбоохранной зоне Шпицбергена, которую Россия никогда не признавала таковой. На прошлой неделе BarentsObserver цитировал аявление господина Лаврова о том, что меры, предпринимаемые по отношению к нарушителям правил рыболовства, должны быть «адекватными и пропорциональными».
На этой неделе Российское агентство по Рыболовству угрожало запретить ввоз норвежской рыбопродукции в ответ на действия береговой охранной службы по отношению к российским судам в водах Шпицбергена. За угрозами последовало сообщение о запрете ввоза на российский рынок норвежского лосося от некоторых норвежских производителей.
В четверг Российская газета сообщила о специальном совещании Смешанной российско-норвежской комиссии (СРНК), посвященном действиям Норвежской береговой охраны против российских траулеров.
Даты и повестка дня внеочередного совещания еще не установлены и будут озвучены по дипломатическим каналам.