Состав несется под откос
В доме напротив живет немолодой мужчина. У него умерла жена, потом теща, и он пристрастился к бутылке. Каждый день отправлялся в соседний магазин за «маленькой», возвращался домой, выпивал и вновь брел обратно за водкой. Приняв хорошенько на грудь, засыпал, а проснувшись, вновь повторял каждодневный маршрут: дом - магазин - дом… Выглядел мужчина вроде бы прилично: не шатался, разговаривал вежливо. Правда, пожалуй, был излишне разговорчив и потому несколько надоедлив. Однажды заметила, что у него изменилась походка - стала неуверенной, какой-то прыгающей. Так ходят сильно пьющие люди - будто сила земного притяжения по отношению к ним ослабела... Но вот уже несколько месяцев вообще не вижу его. Удержала ли его земля?
Алкоголизм никогда не начинается внезапно. Внезапно можно заболеть гриппом, желтухой, дизентерией и много еще чем, но только не алкоголизмом. Это прогрессирующее заболевание, утверждают наркологи, и протекает обычно в три стадии. Начинается все с регулярного «культурного» пития, и этот период может длиться довольно долго. Но предрасположенные к алкоголизму люди проходят его быстро. Сначала начинают терять над собой контроль, в состоянии опьянения способны наломать дров. Потом чувствуют по утрам необходимость опохмелиться. Появляются проблемы в семье, на работе.
Здесь еще можно бы остановиться - взять себя в руки, начать лечение. Но, увы, многие даже не способны осознать, что глубоко больны, что жизнь, как состав, потерпевший аварию, идет под откос. Не способны дернуть стоп-кран. И впереди - очевидный финал: беспробудные запои, алкогольные психозы, расстройства памяти, слабоумие и тяжелые, часто неизлечимые поражения печени, почек и всего организма. Не говоря уже о том, что лишняя рюмка часто приводит их к преступлению. Один берет в руки нож, другой шагает в открытое окно (а что это - как не преступление перед самим собой?).
Пьянство - беда многих семей, больше всего от него страдает не сам алкоголик, а его близкие. Их жизнь - это постоянные слезы, отчаяние и страх за детей, чтобы те не пошли по кривой дорожке. Алкоголики есть во всех слоях населения: пьют рабочие и чиновники, писатели и политики, мужчины и женщины, пенсионеры и совсем еще дети. И мотивация у всех разная. У одних - жажда удовольствия, стремление «поднять тонус». Другие пытаются снять эмоциональное напряжение, усталость. Третьи пьют, не желая выглядеть среди друзей белой вороной. Женщины, кстати, нередко берутся за рюмку, дабы под-
держать мужскую компанию, в том числе «чтобы мужу меньше досталось».
Социальные причины алкоголизма тоже самые разнообразные. Пьют, когда не знают, куда себя деть - от одиночества, безработицы и бедности, душевной и материальной. Дети начинают пробовать спиртное, подражая старшим, их поведению и стилю жизни. Вот и получается, что алкоголь нужен многим как ширма, чтобы прикрыть собственные комплексы и проблемы. Лишь бы о них не узнали соседи, знакомые и сослуживцы.
Один греческий мудрец весьма остроумно разделил пьянство на три категории, или стадии: козлоподобную, сатирическую и свинскую. В первой опьянение возбуждает только веселость: человек прыгает и скачет, как сытый козленок. Во второй стадии делается зол, насмешлив, придирчив, в нем преобладает неопределенное чувство негодования, которое может вылиться на кого угодно. А в третьей, забыв всякое человеческое достоинство, он падает и валяется в грязи, как самое презренное животное... Не правда ли, меткое наблюдение?
Одну голову отрубишь - вторая вырастет?
По оценкам Всемирной организации здравоохранения, опасный для здоровья уровень потребления чистого алкоголя - 8 литров на человека в год. Каждый добавочный литр сокращает жизнь мужчины на 11 месяцев, женщины на 4. А в нашей стране его потребление составляет уже 18 литров на душу. Вот и получается, что русские мужики в массе своей даже не доживают до пенсии: здоровье-то пропито. И есть опасения, что дна мы еще не достигли, ведь в России, в том числе и в нашей области, растет уровень заболеваемости алкоголизмом среди подростков и женщин...
Почти год назад Дмитрий Медведев заявил, что «алкоголизм приобрел в нашей стране характер национального бедствия». Думаю, для многих его слова откровением не стали: проблема, как говорится, налицо, и ее не спрячешь. Но вот заявление о разработке правительством концепции борьбы с алкоголизмом, рассчитанной на десять лет, вызвали довольно ощутимый скепсис. Старшее поколение, пережившее горбачевскую кампанию всеобщей трезвости, хорошо помнит, что из этого вышло. Точнее сказать так: распространено мнение, что из благого намерения ничего ровным счетом не вышло. Мол, пить россияне не перестали, скорее, наоборот.
Но в самом ли деле не вышло? Статистики утверждают обратное: да, с помощью жестких мер, но буквально за год среднюю продолжительность жизни удалось увеличить на два года. Вот и министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова напоминает: «Как бы мы ни относились к антиалкогольной кампании, какие бы организационные ошибки ни совершали, кампания в 80-х годах привела к серьезному сокращению смертности и за пять лет позволила сохранить жизнь миллиону человек».
Нынешний президент - человек конкретный, к тому же по образованию юрист. Он вовсе не предлагает вылить запасы спиртного в океан, а за злоупотребление алкоголем лишать свободы. Речь в принятой правительством России концепции идет об ограничительных шагах - о снижении злоупотребления алкоголем. Первый шаг был сделан в октябре прошлого года. В отделах продовольственных магазинов, торгующих спиртным, после 23 часов появились занавесочки, прикрывающие бутылки с крепкими спиртными напитками. Некоторые специализированные торговые точки и вовсе закрылись. Кто не мог дотерпеть без бутылки до утра, обходились более легкими винами и пивом.
Второй этап, например в Мурманской области, начнется 13 августа. Именно с этого дня торговля крепкими спиртными напитками будет запрещена с 21 часа и до 11 утра, исключая заведения общепита. Очередное ограничение времени продажи алкоголя свыше 15 градусов предпринято региональным правительством, соответствующее постановление опубликовано в «Мурманском вестнике» 3 августа.
Судя по разговорам в общественном транспорте, магазинах, большинство земляков эту меру одобряют. Правда, в успех верят не все.
- Сколько уж лет боремся с пьянством, а толку нет. Как пил русский народ, так и будет пить, - говорили мне мои собеседники. Но и соглашались: - Спокойно наблюдать за тем, что творится, больше нельзя.
Многие считают, что победить зеленого змия невозможно: одну голову отрубишь (время ограничишь), у него вторая вырастет (начнется подпольная торговля паленкой)… И неизвестно еще, что лучше. Сегодня уже не столько бабушек с припрятанными в сумках бутылками надо опасаться. Повсюду в городах развешены объявления: «Продам спирт и коньяк». И цены у подпольных торговцев невысокие, и товар привозят с доставкой на дом. Тут уже, бабуся, посторонись, не мешайся под ногами!.. Между прочим, подобные объявления (а ведь в них совершенно безбоязненно указываются номера телефонов!) вызывают немало вопросов к тем, кто по должности обязан пресекать нелегальную или замаскированную торговлю спиртным. Без их активной, быть может, даже жесткой позиции официальные ограничения могут превратиться в фиговый листок.
Тем более что на прилавках и без крепких напитков в свободном доступе круглосуточно останется достаточно пойла. Когда обсуждалась концепция борьбы с алкоголизмом, министр Татьяна Голикова заявила: «Подростковый возраст является наиболее опасным с точки зрения привыкания к алкоголю. Из числа потребителей ежедневно или через день пьют алкогольные напитки, включая пиво, 33 процента юношей и 20 процентов девушек, а доля людей, регулярно потребляющих этот не алкогольный, с точки зрения многих депутатов Госдумы, напиток, составляет 76 процентов».
Голикова также обратила внимание на проблему потребления так называемых энергетиков: «Эти товары намеренно создаются с вкусовыми характеристиками, присущими традиционно безалкогольным напиткам, и содержат значительное количество сахара, снижая тем самым выраженность органолептических признаков алкоголя. Они выпускаются в красочной привлекательной упаковке, содержащей молодежную символику, в то время как сведения о наличии алкоголя представлены в плохо читаемой мелкой и неконтрастной форме, что создает ложный имидж продукции как безалкогольной, близкой к обычным безалкогольным напиткам, - сказала министр. - Сочетание алкоголя и тонизирующих веществ, например, кофеина… ускоряет формирование привыкания к алкоголю и усиливает риск токсического действия алкоголя на организм человека».
Госнаркоконтроль приравнивает эти безалкогольные и слабоградусные напитки к наркотикам, которые сначала вызывают эйфорию и активность, а потом приводят к разрушению организма. Недаром во Франции, Дании и Норвегии энергетики запрещено продавать в магазинах - только в аптеках.
Не останавливаться, не шарахаться
В нашей области еще в 2003 году, правда, на муниципальном уровне была сделана попытка ограничить продажу спиртного в торговых точках. Сделал это глава ЗАТО Снежногорск Юрий Юрлин, который своим решением запретил продавать алкогольные напитки поздно вечером и ночью. И ведь был результат! Снизилась бытовая преступность, уменьшилось количество разводов, даже рождаемость потянулась вверх.
Но, как всегда и бывает, нашлись недовольные, пожаловались. Антимонопольный комитет привлек Юрия Петровича к ответственности: мол, не имеет права глава муниципального образования позволять себе такие вольности, коль нет на это постановления федерального правительства. Тогда Юрлин провел свое предложение через горсовет, обратился за поддержкой в областную думу... Но, похоже, только нынче ту «инициативу с мест» мы сможем оценить по достоинству.
Теперь, когда ограничительные меры одобрил президент Медведев и появилась возможность ввести их на региональном уровне, губернатор
Дмитрий Дмитриенко тут же воспользовался этой возможностью и подписал ряд соответствующих постановлений.
На днях я позвонила Юрию Юрлину, чтобы узнать его мнение. Он считает, что на сделанном останавливаться нельзя:
- Уберем с прилавков крепкие напитки, но бормотуха, дешевые портвейны - останутся. Кто ночью идет в магазин за выпивкой? В основном пьяницы, им хорошая водка или коньяк не нужны, подавай что подешевле. Так им это и останется - пейте! С легкой руки Бориса Ельцина пиво вычеркнули из списка алкогольных напитков, и начался пивной беспредел. Молодежь, подростки спиваются. Ведь они не качественное, настоящее пиво пьют, поскольку оно дорогое. А «семерочку», «девяточку» - там большой процент спирта. Депутаты областной думы с 2006 года в Москву обращаются: включите пиво в алкогольную продукцию - и правительство их не слышит. Из свободной продажи необходимо убрать и все энергетики. А доступ к спиртному разрешить не с 18-ти, как сейчас, а лет с 23-х. Надо в корне менять подход к любой алкогольной продукции.
Кстати, что касается возраста, то такой же точки зрения придерживаются и медики.
- Биологическое взросление у человека наступает только к 21 году, у мужчин еще позже. Поэтому потребление алкоголя, особенно крепких спиртных напитков, до этого возраста противопоказано, - считает заместитель главврача по медчасти областного наркодиспансера Алексей Маслацов. - Недаром же в США, других странах продажа спиртного разрешена только с 21 года. Последние годы идет алкоголизация населения. Особенно удручает пристрастие молодежи к пиву. А между тем полулитровая бутылка 5-процентного пива эквивалентна 60 граммам водки. Не случайно среди наших пациентов, любителей этого напитка, все больше становится тех, кто страдает психозами, слабоумием на почве пивного алкоголизма.
Алексей Маслацов считает, что ограничительные меры, предпринимаемые нашим правительством, можно только приветствовать, и приводит в пример шведский Лулео. В городе с населением более 56 тысяч человек есть только два магазина, где продается спиртное, и работают они до 18 часов.
Понятно, что процесс лечения нашей «национальной болезни» займет не год, а если оценивать ситуацию трезво, то и не один десяток лет. Нужны очень крепкие ремни безопасности для спасения будущего нации, а главное - планомерное движение вперед. И чтобы не шарахало нас из стороны в сторону, как это было последние двадцать лет.
Что думают по поводу ограничения времени продажи крепкого спиртного наши земляки?
Дарина, 23 года:
- Я отношусь к этим мерам положительно. Люди действительно спиваются, деградируют, особенно это заметно на северных кварталах, где я живу. А когда вижу молодую маму, которая одной рукой везет коляску, а второй держит бутылку пива, мне так и хочется ее вырвать из рук. Думаю, если водку начнут продавать до 21 часа, пьяных будет меньше. Некуда будет бежать за добавкой. Правда, в нашем магазине я вижу, как продавцы поздним вечером выносят водку своим знакомым на улицу. С этим тоже надо что-то делать – штрафовать, наказывать и устанавливать видеонаблюдение во всех магазинах, где торгуют спиртным. И возраст, кому дозволено покупать спиртное, необходимо увеличивать до 23-25 лет. А бабушек, продающих из-под полы паленую водку, нужно просто «сдавать». Но не каждый решится позвонить по «02» и назвать себя. Значит, нужно, чтобы реклама с номером милицейского телефона доверия висела на улицах, шла бегущей строкой по телеканалам. Больше хочется видеть в городе, в транспорте социальной рекламы, только не примитивной.
Михаил Николаевич, водитель:
- Я человек уже немолодой, к тому же мало пьющий. Думаю, люди выпивают, потому что им заняться нечем, пойти некуда - все спортзалы платные, зарплаты у людей маленькие. На какие шиши куда пойдешь? Дай-то бог сыну занятия в спортивной секции да поездки на соревнования оплатить. Раньше-то у нас на заводе каждую неделю какие-нибудь соревнования проходили. А сейчас даже в городки поиграть негде - хотя, казалось бы, чисто уличный вид спорта.
Тамара Алексеевна, 70 лет:
- Двумя руками за ограничение времени продажи спиртного. Меньше мужики пить будут, может, больше внимания станут уделять своим женам и детям. Да и возрастную планку необходимо поднять минимум до 21 года. Помню, как друг сына из Афгана вернулся, а ему в магазине спиртное не продают, возрастом, мол, не вышел. Он тельняшку на груди рвать: «Да я кровь проливал!». Ничего не помогло.
Василий, 25 лет, охранник:
- Ограничивай или нет - все равно будут пить. Правильно говорят: свинья грязь найдет. Вы бы посмотрели, какой ужас творился на выпускных вечерах, которые проходили в ресторане, где я работаю. Парни девчонкам в трусы деньги совали. Мне стыдно было, а родители сидели, посмеивались. Пример должен в жизни у каждого быть - положительный. Если бы первые лица государства, региона, города показывали нам пример культурного пития, здорового образа жизни, тогда и отношение к пьянству было бы иным, по крайней мере - у молодежи.
Леонид, 20 лет, студент:
- «Синяки» вокруг, конечно, достали... Я о нормальных людях говорю, не о бомжах, о них разговор отдельный. В сквериках сидят, пьют, нам «пример» показывают. Пиво мы, конечно, пьем. Хотя сам редко балуюсь, только когда компания своя или повод есть собраться. Лучше бы наши власти подумали о том, чтобы вообще убрать из продажи всякие энергетики. Вот это настоящая отрава. Две банки, и ты в ауте, сердце выпрыгивает, а утром голова квадратная. А ведь всякая мелюзга этой дрянью травится.
Марина, 42 года, продавец-кассир:
- Хотя я и работаю в вино-водочном отделе и, казалось бы, выручка для меня не последнее дело, но я только приветствую ограничения по продаже водки. Кто, как не мы, видим, как прямо на глазах спиваются люди. Смотришь, вчера еще была приличная женщина, а сегодня на ней ни макияжа, ни прически. Стоит опухшая, руки трясутся, жалуется, что муж побил. А я его понимаю. Сам он мужчина малопьющий, солидный, зачем ему жена-пьяница? Алкоголь - это петля, которую человек себе на шею надевает добровольно.
http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=201008112930