Эрна Сулберг, Александр Стубб и Кристина Персон наметили стратегию роста и сотрудничества на севере. Ни малейшего внимания не было уделено одному человеку, сидевшему в первом ряду – в прошлом специальному представителю Путина по вопросам Арктики Артуру Чилингарову.
Открытая дискуссия между двумя премьер-министрами, норвежским и финским, а также шведским министром стратегического развития, состоялась после представления доклада смешанной группы скандинавских экспертов о том, как ликвидировать препятствия в деле трансграничного сотрудничества на севере.
Артур Чилингаров проявил особое внимание, когда три министра говорили о трансграничной инфраструктуре и судоходстве на севере и продолжили обмениваться взглядами на то, как три страны могут выиграть, если будут выступать в один голос на различных международных форумах.
Чилингаров больше всего известен тем, что установил в 2007 году флаг России на морском дне в точке Северного полюса, погрузившись на миниподлодке. До конца осени прошлого года он был членом Совета Федерации и специальным представителем президента Владимира Путина по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике.
Санкции
Сегодня Артур Чилингаров входит в правление Роснефти, оказавшейся в санкционном списке США и ЕС.
Санкции не позволяют, в частности, норвежскому «Статойлу» продолжать реализацию планов совместного с Роснефтью бурения скважин на крайнем севере Баренцева моря.
«Тусоваться с норвежцами и шведами легко и просто», – сказал финский премьер, предложив попутно фирменный слоган для Крайнего Севера: «The Arctic - even cooler than you think» (в вольном переводе что-то вроде «Арктика – это не только ценный мех»).
Александр Стубб известен своими весёлыми цитатами.
Соседи
За 45 минут обсуждения на конференции «Арктические рубежи» слово «Россия» не прозвучало ни разу. На конференцию, которая проходит в Тромсё, Северная Норвегия, съехалось 1400 участников из заполярных регионов. Участников из России в этом году рекордно мало.
Сам Артур Чилингаров не выглядел слишком огорчённым тем, что о России не было сказано ни слова. «Когда я слушал рекомендации, полученные министрами, у меня было впечатление, что они взяты из российской арктической доктрины. Россия поддерживает практически всё, что было сказано, – сказал он, выходя на сцену для выступления сразу после министров. – Надеюсь, когда придёт время принимать решения, вы будете учитывать мнение России и её возможности».
В кулуарах после обсуждения Эрна Сулберг сказала журналистам, что у Норвегии с Россией имеется хорошее сотрудничество в рамках ряда двусторонних соглашений – например, по рыбному промыслу.
«Думаю, важно сказать, что мы соседи, нам вместе жить, у нас масса ресурсов, которые мы эксплуатируем сообща, и важно этого не потерять», – сказала премьер-министр Эрна Сулблерг.
Финский премьер-министр Александр Стубб, в свою очередь, обратился к теме Арктического Совета: «Думаю, арктическое сотрудничество – очень хороший пример прагматичного и практичного сотрудничества с Россией в настоящее время вопреки напряжённости на Украине в текущий момент. Вместе с тем, Норвегия и Европейский союз ввели санкции, до сих пор остающиеся в силе, но это по линии ЕС, а не Арктики».