С 1996 года, когда в Баренцевом море обнаружили первых крабов-стригунов, их популяция увеличилась многократно. Сегодня краба-стригуна здесь вдесятеро больше, чем камчатского краба, и учёные приступили к исследованиям того, как новый вид приспособился к жизни в Баренцевом море.
Норвежские и российские учёные наблюдают баренцевоморскую популяцию краба-стригуна с 2004 года. Выяснилось, что краб-стригун и камчатский краб не конкурируют между собой. «Судя по всему, краб-стригун занял в экосистеме нишу, в которой, вероятно, находилось несколько различных видов», – говорит Ян Хенри Сундет, старший научный сотрудник Института морских исследований (Норвегия).
В ходе последней экспедиции по изучению ресурсов Баренцева моря (2013-2014) учёные обнаружили большое количество молодых особей, что говорит о том, что пополнение популяции идёт очень хорошо.
Неясное происходжение
Первых в Баренцевом море крабов обнаружили на Гусиной банке к западу от Новой Земли в 1996 году. Откуда они взялись, учёные точно не знают – могли добраться естественным путём, могли «приехать» с балластными водами.
Исконными местами обитания краба-стригуна являются Берингов пролив, побережье восточной Канады и западной Гренландии. Российские учёные обнаружили этого краба в Чукотском море, Восточно-Сибирском море, море Лаптевых и Карском море.
Сравнение ДНК крабов из Баренцева моря с ДНК крабов из Канады и Гренландии показало, что они пришли не из этих районов. Пока не проведено аналогичного сравнения с ДНК крабов из Берингова пролива, учёные не исключают возможности, что пришли они именно оттуда.
«Краб-стригун являет собой классический пример внедрения пришлого вида, – говорит Ян Сундет. – После обнаружения первых особей проходит длительный период, когда почти ничего не происходит, а затем наблюдается взрыв популяции». В Баренцевом море взрывной рост популяции пришёлся на 2012 год.
Новая ниша в экосистеме
Рост популяции краба-стригуна достиг таких гигантских масштабов, что она, вероятно, займёт важное место в экосистеме Баренцева моря. «По опыту с камчатским крабом мы знаем, что краб-стригун может сильно повлиять на донную фауну. Мы надеемся, что проведём больше исследований в этой области в ходе экспедиций в этом году», – говорит Ян Сундет.
Краб-стригун – более арктический вид, чем камчатский краб. Он предпочитает более холодную воду и не перемещается в южные районы Баренцева моря, где поселился камчатский краб.
Учёные выяснили, что у стригуна очень разнообразная диета – он питается моллюсками, червями и прочими мелкими животными и растениями морского дна. А ещё он обожает мусор. В 20% исследованных крабов обнаружили пластик. «Это кое-что говорит о том, насколько велика проблема засорения океана».
Учёные, кроме того, обнаружили, что краб-стригун не конкурирует с рыбой за корм, как камчатский краб. Последний также поедает икру мойвы и пинагора, чего не замечено за стригуном. «Напротив, краб-стригун является пищей для трески», – рассказывает Сундет.
Огромный коммерческий потенциал
Краб-стригун представляет большой коммерческий потенциал, к изучению которого в России и Норвегии только приступают.
«Нам, живущим у Баренцева моря, очень повезло, что пришлый, инвазивный вид, поселившийся здесь, представляет собой промысловую ценность, – говорит Констанин Соколов, сотрудник ПИНРО. – Другие места, как, например, Чёрное море, подверглись нашествию таких видов, как медузы. (…) И если мы увидим, что популяция крабов становится слишком большой, у нас есть возможность расширить промысел, чтобы сократить её».
Рынок сбыта в мире для краба-стригуна уже имеется. В Канаде и на Аляске его считают ценным ресурсом. В Канаде в прошлом году выловили свыше 100.000 тонн.
Краб-стригун появился так недавно, что коммерческий промысел его пока никак не регулируется ни в российских, ни в норвежских водах. В 2013 году в международных водах Баренцева моря к лову краба приступило несколько судов. По информации норвежской газеты «Kyst og Fjord», в апреле норвежское судно «Arctic Wolf» выловило 60 тонн за два рейса.
По словам Константина Соколова, в 2014 году Россия планирует открыть промысел краба стригуна в своей экономической зоне.