При доставке контейнеров с ураном оружейного качества в порт Гдыня (Польша) были задействованы вооружённые подразделения полиции и вертолёты. Судно со смертоносными грузом на борту прошло вдоль побережья Северной Норвегии и на прошлой неделе прибыло в Мурманск.
Ядерное топливо перевозится с исследовательского реактора под Варшавой на российское ПО "Маяк" в Челябинской области.
Можно назвать две причины, по которым ядерный груз доставляется на "Маяк" по более длинному маршруту вдоль берегов Норвегии через Мурманск вместо более короткого по Балтийскому морю через Петербург. Во-первых, необходимо держать специфический груз подальше от всевозможных террористов. Во-вторых, в Мурманске имеются специализированные портовые службы для приёма ядерных отходов.
Суровые воды у берегов Северной Норвегии и Кольского полуострова - не самый походящий плацдарм для атак Аль-Каиды или других внегосударственных террористических группировок, у которых могут быть планы подорвать судно или завладеть ураном оружейного качества.
Строжайшие меры безопасности при отправке урана в Польше резко контрастируют с дальнейшим чисто гражданским контролем за судном, взявшим курс на Мурманск вдоль северонорвежского побережья.
В г. Вардё на берегу Баренцева моря у Береговой администрации Норвегии имеется центр мониторинга судоходства (Vessel Traffic Services, VTS), оснащённый по последнему слову техники. Главной задачей центра является отслеживание судов, проходящих в северной половине норвежской экономической зоны на восток в сторону российской экономической зоны.
- VTS Вардё не отслеживает суда, перевозящие вдоль побережья ядерные отходы. Эти суда проходят транзитом за пределами норвежских территориальных вод, при этом они не достигают тех размеров, при которых требуется заявлять о своём присутствии в VTS, - сообщил дежурный офицер в ответ на вопрос BarentsObserverа о корабле с ядерными отходами, проследовавшем вдоль норвежских берегов.
По словам дежурного офицера, за перемещением подобных судов должны следить в Комитете по защите от радиационной опасности (NRPA).
С соответствующим вопросом BarentsObserver обратился в NRPA.
- Нам известно, что за прошедший год в Мурманск прошло несколько подобных судов. Последнее пришло по графику на прошлой неделе. Мы сотрудничаем, в частности, с Береговой администрацией, отслеживающей суда, проходящие у побережья Норвегии, через автоматическую идентификационную систему (AIS), и сообщает нам, как только им становиться известно о подобных судах, - сказал Ингвар Братведт, старший советник отдела NRPA по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В то же время в VTS Вардё подчёркивают, что располагают информацией только о судах водоизмещением больше 5000 регистровых тонн. Судно, доставившее отходы в Мурманск, имеет водоизмещение 3600 тонн.
Согласно информации польской стороны, 26 сентября в порту Гдыня контейнеры с высокообогащённым ураном были погружены на специальное судно, которое затем взяло курс на север.
Как сообщил BarentsObserverу Ингвар Братведт, по соображениям безопасности информация о прохождении подобных судов держится в секрете до завершения рейсов.
Впервые ядерный груз из Польши в Мурманск проследовал вдоль норвежских берегов осенью прошлого года. Тогда в Комитете по защите от радиационной опасности узнали об этом только из сообщения BarentsObserverа.
Вопрос обсудили с польскими властями, и о следующем рейсе, состоявшемся в апреле этого года, норвежские власти были поставлены в известность.
Сухогруз "MCL Trader", перевозящий в Мурманск радиоактивные отходы, в Скандинавии известен тем, что в мае 2008 года во время перехода из шведского порта Халмстад в Санкт-Петербург он сел на мель в районе датского острова Борнхольм. Датские ВМС арестовали капитана и старшего механика судна по подозрению в употреблении спиртного во время рейса.
На прошлой неделе в то же время, когда судно с радиоактивными отходами прибыло в Мурманск, норвежские и российские власти обсуждали вопросы сотрудничества с области радиационной безопасности между двумя странами на борту атомного ледокола-музея "Ленин", стоящего на приколе в Мурманске.
Согласно информации, помещённой на сайте МИД Норвегии, участники ежегодной встречи норвежско-российской комиссии по радиационной безопасности обсудили, в числе прочих, вопрос о российском импорте радиоактивных отходов через Мурманск и о судах, перевозящих эти отходы у берегов Норвегии.
При этом ничего не говорится о том, что в тот же момент секретный груз радиоактивных отходов прибыл на базу Атомфлота, расположенную всего в нескольких километрах от места, где проходило совещание.
За последние 16 лет Норвегия предоставила 1,5 млрд. крон (187 млн. евро) на проекты в сфере радиационной безопасности на Северо-Западе России. По иронии, база, принявшая прибывшие на прошлой неделе отходы, получила финансирование и из норвежских источников. Норвегия частично оплатила сооружение специальной платформы для размещения контейнеров с урановым топливом, призванной обеспечить безопасное хранение отработанного ядерного топлива с утилизируемых АПЛ Северного флота.
После выгрузки на базе Атомфлота, расположенной в северной части Мурманска, радиоактивные отходы были отправлены по железной дороге в 3000-км путь до ПО "Маяк".
Передача отработанного ядерного топлива производится в рамках глобальных усилий по контролю над материалами, которые не в тех руках могут послужить для создания ядерного оружия. С 11 сентября 2001 года США и другие страны Большой восмёрки уделяют особое внимание тому обстоятельству, что террористы могут украсть делящиеся материалы или приобрести их благодаря коррумпированности персонала на исследовательских реактроах, часто находящихся в отдалённых районах по всему миру.
В период холодной войны большинство исследовательских реаторов получало урановое топливо из США или из Советского Союза (как Польша). Теперь через норвежские воды в Мурманск возвращается топливо советского происхождения.
Как сообщила в понедельник лондонская "Telegraph", за прошедший год радиоактивные отходы доставлялись из Польши в Мурманск мимо норвежских берегов пять раз. По информации газеты, общее количество доставленного в Мурманск высокообогащённого урана достаточно для изготовления 18 ядерных зарядов.
На этой неделе журнал "Nature" поместил обширный материал о проблемах, связанных с отработанным ядерным топливом сотен исследовательских реакторов, разбросанных по всему миру.