Прорыв в лечении рака: немецкие ученые разработали кобальтосодержащий комплекс для борьбы с опухолями

Ученые синтезировали убийцу раковых клеток
Фото: THOMAS SAMSON/AFP via Getty Images
Исследовательская группа из Ruhr-Universität Bochum достигла значительного прогресса в борьбе с раком, синтезировав новый кобальтосодержащий комплекс, способный инициировать самоуничтожение раковых клеток. Результаты исследования опубликованы в журнале Wiley Online Library (WOL).

Разработанный комплекс запускает процесс, известный как ферроптоз, который разрушает опухолевые клетки посредством накопления липидных перекисей. Обычно ферроптоз активируется железом, но в этом случае ученые использовали кобальт.

Комплекс накапливается в митохондриях раковых клеток и производит активные формы кислорода, такие как гидроксид-радикалы. Эти радикалы воздействуют на полиненасыщенные жирные кислоты, что ведет к образованию липидных перекисей и вызывает ферроптоз — процесс гибели опухолевых клеток.

В ходе экспериментов на различных типах раковых клеток комплекс показал способность замедлять рост искусственно созданных микроопухолей. Однако препарат также воздействует на здоровые ткани, что требует дальнейшей доработки.

Справка: Кобальтовая терапия — это медицинское использование гамма-лучей от радиоизотопа кобальт-60 для лечения таких состояний, как рак. Начиная с 1950-х годов кобальт-60 широко использовался в аппаратах внешней лучевой терапии (телетерапии), которые производили пучок гамма-лучей, который направлялся в тело пациента для уничтожения опухолевой ткани.

Поскольку эти «кобальтовые аппараты» были дорогими и требовали поддержки специалистов, их часто размещали в кобальтовых установках. Кобальтовая терапия была революционным достижением в лучевой терапии в период после Второй мировой войны, но в настоящее время заменяется другими технологиями, такими как линейные ускорители.

Ранее мы писали, что эти виды рака грозят тем, кто родился в 80-х и 90-х годах — результаты масштабного исследования.