Прокуратурой Мурманской области проведена проверка соблюдения законодательства об исполнительном производстве и судебных приставах в деятельности структурных отелов УФССП России по Мурманской области.
Проверкой установлено, что при осуществлении процедур принудительного исполнения практически на всех стадиях исполнительного производства требования закона не соблюдаются.
Судебными приставами – исполнителями зачастую не используется весь предусмотренный законом комплекс мер для совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, нарушаются сроки их совершения.
Не всегда к правонарушителям применяются меры ответственности за нарушения законодательства об исполнительном производстве, нарушаются нормы законодательства при рассмотрении обращений граждан.
В ходе проверки выявлены повсеместные нарушения требований ч. 7 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве», в соответствии с которыми заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.
Допускаются нарушения требований ч. 8 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно которым решение по поступившему на исполнение исполнительному документу принимается в течение 3-х дней.
Меры по принудительному исполнению документов осуществляются не полно, в ряде случаев исполнительные действия не совершаются длительное время, что приводит к необоснованному затягиванию и волоките по принудительному исполнению судебных решений и, как следствие, нарушению законных прав и интересов взыскателей.
Проверкой вскрыты многочисленные факты, свидетельствующие об искусственном увеличении показателей работы по исполнению штрафов органов ГИБДД. Так, в ходе проверки исполнительного производства, возбужденного в ОСП Октябрьского округа на основании постановления УГИБДД ГУВД МО, о взыскании с гражданина штрафа в размере 2 000 руб., установлено, что административный штраф правонарушителем был оплачен до возбуждения исполнительного производства.
Вместе с тем, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства на основании п. 1 ч. 1 ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве» в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа. Аналогичные факту допущены и по ряду других производств.
Установлены многочисленные нарушения требований ч. 1 ст. 34 ФЗ «Об исполнительном производстве», предусматривающей объединение исполнительных производств в сводное.
Так, по вине судебного пристава-исполнителя ОСП г. Кандалакши, не принявшего решение об объединении 91 исполнительного производства о взыскании административных штрафов с гражданина в сводное, необоснованно возбуждено в отношении указанного должника 91 дело об административном правонарушении, что повлекло составление в отношении мужчины 91 протокола за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 20.25 КоАП РФ (уклонение от исполнения административного наказания).
В ходе проверки установлены случаи необоснованного отказа в возбуждении исполнительного производства. Одновременно выявлены и факты неправомерного возбуждения исполнительных производств.
Так, в ОСП г. Кандалакши работодателем должника возращено постановление об обращении взыскания на заработную плату должника. В сопроводительном письме указано, что причиной возвращения является достижение ребенком, на содержание которого взыскивались алименты, возраста 18 лет.
Однако судебным приставом-исполнителем, несмотря на указанное обстоятельство, вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, которым должник обязывается к уплате алиментов, и тем же днем вынесено постановление о его окончании по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве», в связи с фактическим исполнением. Аналогичные нарушения установлены и других исполнительных производствах.
Ненадлежаще ведется работа по исполнительным документам, взыскателем по которым являются органы прокуратуры.
В нарушение ч. 17 ст. 30, ч. 6 ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебными приставами-исполнителями несвоевременно направляются сторонам постановления о возбуждении и окончании исполнительных производств.
Допускаются нарушения положений закона, обязывающих в двухмесячный срок принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В ОСП Печенгского района работа судебных приставов-исполнителей зачастую сводится лишь к направлению посредством электронной связи запросов в кредитные организации (банки), иные исполнительные действия и меры принудительного исполнения не предпринимаются, выходы по месту жительства должников проводятся по истечению двух и более месяцев с момента возбуждения исполнительного производства, либо вообще не осуществляются, допускается волокита. В некоторых исполнительных производствах имеется лишь постановление о возбуждении исполнительного производства, иные документы отсутствуют.
Нарушения законодательства вскрыты при принятии судебными приставами-исполнителями решений о прекращении исполнительных производств, а также при проверке исполнительных производств по алиментным обязательствам.
Выявлялись факты обращения взыскания на денежные средства должника, поступающие ему в качестве алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка.
Установлены факты внесения судебными приставами-исполнителями в процессуальные документы недостоверных сведений. Так, судебным приставом-исполнителем ОСП Кольского района в рамках исполнительного производства в ходе совершения исполнительного действия по передаче арестованного имущества на реализацию в акте о передаче данного имущества на реализацию в качестве понятых лиц указаны фактически не участвовавшие при производстве данных действий граждане, что подтверждается объяснениями самого судебного пристава-исполнителя.
Нарушения законодательства выявлены при реализации приставами функций по розыску. Так, по ряду исполнительных производств о взыскании алиментов, несмотря на то, что местонахождения должников, а также их имущества не установлено, судебным приставом-исполнителем ОСП Печенгского района розыск не инициирован.
Всего по результатам проверки органами прокуратуры области выявлено свыше 300 нарушений законодательства об исполнительном производстве, судебных приставах и иного смежного законодательства.
На противоречащие закону правовые акты принесено 89 протестов, должностным лицами службы судебных приставов объявлено 20 предостережений, 10 заявлений направлено в судебные органы о признании действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов незаконными, 4 материала направлено в органы предварительного расследования в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ для решения вопроса об уголовном преследовании.
На имя главного судебного пристава внесено представление с требованием привлечь виновных лиц к ответственности и принять действенные меры к недопущению подобных фактов в дальнейшем.