Органами прокуратуры области на постоянной основе проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов.
За 9 месяцев 2013 года на предмет наличия коррупциогенных факторов изучено 4699 правовых актов и 4881 проект. В результате экспертизы выявлено 503 нормативных правовых акта и их проекта, содержащих 823 коррупционных фактора, из них 343 противоречили закону. В целях устранения нарушений принесено 340 протестов, направлено 2 заявления в суд, внесены 29 требований. В результате принятых мер из 482 нормативных правовых актов и их проектов коррупциогенные факторы исключены.
За анализируемый период 2013 года органами прокуратуры выявлено 13 актов органов государственной власти и 357 правовых актов муниципальных органов, содержащих коррупциогенные факторы.
В указанных актах выявлено 507 коррупциогенных факторов, из которых 15 - в актах органов государственной власти и 492 - в актах органов местного самоуправления. Общее количество нормативных правовых актов органов государственной власти Мурманской области и их проектов, содержащих коррупциогенные факторы, составило 40 актов (45 коррупциогенных факторов), из них 11 противоречили требованиям закона.
Наиболее подверженной коррупционным рискам продолжает оставаться сфера правового регулирования прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, законодательства о бюджете, о государственной и муниципальной собственности, о землепользовании.
Так, проведенной антикоррупционной экспертизой Закона Мурманской области «О государственной социальной помощи в Мурманской области» установлено, что указанный нормативный правовой акт содержит типичные коррупциогенные факторы- для принятия решения о назначении ежемесячного пособия на ребенка наряду с прямо перечисленными документами необходимо представить иные документы, подтверждающие статус заявителя.
Таким образом, перечень документов, предусмотренный указанной нормой Закона области, исчерпывающего характера не носит и позволяет при наличии такой формулировки произвольно требовать от заявителя документы по усмотрению органа государственной власти, что приведёт к самостоятельному толкованию представленных прав и злоупотреблению со стороны должностных лиц.
В этой связи председателю Мурманской областной Думы прокурором области направлено требование об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов, которое удовлетворено, в региональный закон внесены соответствующие изменения.
Кроме того, коррупциогенные факторы выявлены при изучении Административного регламента Министерства экономического развития Мурманской области по предоставлению государственной услуги «Предоставление сведений, содержащихся в торговом реестре Мурманской области». По требованию прокуратуры незаконные пункты исключены, в настоящее время изменения в Административный регламент находятся в стадии разработки.
Коррупционным рискам подвержена также сфера бюджетного законодательства. Выявлялись коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах, принятых в сфере государственной и муниципальной службы.
Так, прокуратурой области внесено требование Губернатору Мурманской области об изменении нормативного правового акта с целью исключения коррупциогенных факторов в Примерном положении о материальном стимулировании работников государственных органов Мурманской области.
Названным положением предусмотрено такое основание для премирования гражданских служащих, как «другие показатели, характеризующие проявление профессионализма, добросовестного отношения к исполнению должностных обязанностей при обеспечении выполнения Стратегии социально-экономического развития области до 2020 года».
В качестве расчетного периода для премирования принимается квартал либо иной срок по решению представителя нанимателя. Между тем, раздел Стратегии, посвященный роли органов государственной власти региона, содержит лишь стратегические цели, в связи с чем сделать вывод о конкретных данных, свидетельствующих о добросовестном отношении гражданских служащих к исполнению обязанностей, не представляется возможным.
Более того, формулировки «другие показатели» и «либо иной срок по решению представителя нанимателя» позволяют лицу, принимающему решение о премировании, самостоятельно исходя из субъективно-оценочных критериев, принимать положительные либо отрицательные решения, что свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора, а именно, неопределенность условий и оснований принятия решения.
По результатам рассмотрения требование прокурора области удовлетворено, проводится работа по подготовке проекта постановления о внесении изменений в нормативный правовой акт.
Выявлялись коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах, принятых в сфере законодательства об использовании государственного и муниципального имущества.
Прокуратурой Октябрьского округа г. Мурманска выявлен коррупциогенный фактор при проведении антикоррупционной экспертизы решения Совета депутатов города Мурманска «Об утверждении Положения о порядке списания пришедшего в негодность имущества, находящегося в муниципальной собственности города Мурманска, и исключения его из реестра муниципального имущества». Протест прокурора рассмотрен и удовлетворен.
Анализ внесенных прокурорами актов реагирования свидетельствует о том, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов осуществляется органами прокуратуры с учетом складывающейся практики правоприменения с целью предотвращения наступления негативных последствий для граждан, общества и государства в результате их применения.