Разговоры о преемнике
Иосиф Сталин стал вести с 1947 года. Сначала он видел на своем месте руководителя Ленинградского обкома партии
Алексея Кузнецова, а затем главу Госплана
Николая Вознесенского.
Оба вскоре после того, как были названы преемникам вождя, оказались под следствием, а в 1959 году их расстреляли как врагов народа.
Историки считают, что немалую роль в этом сыграла «политическая четверка» в составе
Маленкова-Хрущева-Берии-Булганина, которые сами рассчитывали в случае смерти главы СССР оказаться у власти.
После этого Сталин приметил себе нового сменщика, но долгое время ни с кем не говорил о кандидате на высокий пост открыто. А был этим человеком
Пантелеймон Пономаренко.
Оказавшийся в ЦК еще в 1938 году Пономаренко ранее работал инженером в КБ Всесоюзного электротехнического института, там он являлся и секретарем парткома. Именно тогда молодого и перспективного Пономаренко впервые мог приметить главный человек в Советском Союзе.
Дело в том, что товарищ Сталин принимал участие в совещании по вопросам научно-технического развития. Во время утверждения списка технической литературы возникла бурная дискуссия, в ходе которой партиец смог отстоять включение в перечень крайне важного для технических вузов учебника.
В итоге он стал 1-м секретарем ЦК Белоруссии. Известно, что в июле 1945 года Пономаренко, которому поручили курировать восстановление Белоруссии после войны, часть пути сопровождал Сталина в его поездке на Потсдамскую конференцию. Не исключено, вождю понравился отчет спутника о проделанных работах.
В 1989 году журналом «Молодая гвардия» было опубликовано интервью в бывшим министром сельского хозяйства
Иваном Бенедиктовым. Тот заверил, что о назначении после смерти Сталина председателем Совета министров СССР именно Пономаренко существовал специальный документ, а подписи под ним якобы даже поставили некоторые члены Политбюро, которым доверял Сталин.
Озвучить свое предложение Маленкову, Хрущеву, Берии и Булганину вождь собирался на заседании Президиума ЦК КПСС 2 марта 1953 года, пишет портал «
Русская семерка». Но за день до этого у него произошло кровоизлияние в мозг, после которого Сталин вскоре скончался.
Записка о том, что место умершего вождя должен занять Пономарев, так и не была обнародована. Однако не исключено, что «четверка» все же узнала о плане покойного советского лидера, а потому быстро провернула назначение Пономарева на пост министра культуры СССР, перечеркнув его политические перспективы.
Всего спустя год его переведут в Казахстан руководить партией республики. А в 1955 году партийца и вовсе решили отправить в «дипломатическую ссылку» — сначала в Польшу, затем в Италию, а после в Индию и Нидерланды, где он являлся послом СССР.
Ранее мы
писали, почему Сталин сказал фразу «Волк рыскает в поисках моей крови» незадолго до смерти.