Сегодняшняя работа Мурманского морского рыбного порта была остановлена визитом сотрудников ФСБ – в масках и при оружии. Забавно, что они прибыли сразу после того, как из управления порта уехала группа школьников – на экскурсию в южный грузовой район ММРП в рамках программы профориентации.
В отличие от школьников, силовиков не интересовала работа кранов и электропогрузчиков, они сразу запросили 1С-сервер и документы. Постановление о проведении оперативно-розыскных мероприятий подписал зам. начальника управления ФСБ по Мурманской области.
Поскольку портовики не собирались оказывать сопротивление, то товарищи в масках уехали, остались сотрудники в штатском. Несколько групп проверяющих работает и на холодильных терминалах порта, а большая часть расположилась в актовом зале управления ММРП и изучает изъятые документы.
В частности, чекистов интересуют договора с рыбопромысловыми компаниями и документы по расходам на ремонты в 2018 году. Напомним, порт был приватизирован в начале 2016 года. Состояние инфраструктуры было аховое, поэтому новое руководство предприятия вложило около 600 миллионов рублей в ремонт и модернизацию.
Для работ привлекались порядка 50 подрядчиков, по всем контрактам теперь изымается документация. А на холодильниках проверятся, кому принадлежит та или иная партия хранящейся рыбы.
- Нас удивляет стиль работы силовиков, мы могли предоставить эти документы в добровольном порядке, по запросу.
Сейчас работа управления практически парализована, хотя в этот день мы должны были согласовать проект по работе с одним из стратегических партнёров, - рассказывает исполнительный директор Мурманского морского рыбного порта Даниил Полещук. – Кроме того, порт обвинили в уклонении от уплаты налогов, хотя мы добросовестно проводим все отчисления.
Также у силовиков возникли вопросы к законности нефтеперевалки, которую осуществляет порт в рамках комплексного обслуживания промысловых судов и теплоснабжения одного из микрорайонов Мурманска. И, кажется, благодаря этому интересу можно вычислить, кто стоит за жалобой в ФСБ.
Порт обладает лицензией на перевалку опасных грузов, к которым относятся нефтепродукты и рыбная мука. Однако ФГУП «Нацрыбресурс» и его арендатор считают, что лицензия порта не имеет силы, так как у предприятия нет причалов в распоряжении. На этом основании «Нацрыбресурс» и его арендатор, распоряжающиеся причалами, дважды отказали порту в проведении учений по ликвидации аварийных разливов нефти.
Напомним, в ноябре 2018 году ФГУП «Нацрыбресурс» провёл конкурсы по передаче причалов ММРП в аренду. Победителями стали компании «Мурманский складской терминал» и «Севгазсервис», фактически принадлежащие одному лицу. Рыбный порт возражал против этих конкурсов, так как согласно федеральному закону «О защите конкуренции», у ММРП есть право бесконкурсной аренды в связи с наличием неразрывной технологической связи инфраструктуры порта с причалами.
«Нацрыбресурс» наличие признал, но потребовал соответствующее заключение Росморречфлота. Поскольку это ведомство с выдачей заключения затянуло, то аргументы порта были «Нацрыбресурсом» проигнорированы, и конкурсы состоялись.
В мае 2019 года Росморречфлот всё-таки подтвердил порту наличие неразрывки практически по всем причалам. ММРП сразу подал в суд, чтобы оспорить все состоявшиеся конкурсы. В ноябре судебное решение в пользу порта было вынесено по причалу №44, где как раз и происходит перевалка нефти. А значит, арендатор должен вернуть причал «Нацрыбресурсу», а тот передать рыбному порту.
Но, похоже, логика проверяющих такова, что раз сейчас нет причала в собственности у порта, то любая предпринимательская деятельность на нём становится незаконной. Вот и повод для визита ФСБ.
Хотя, к примеру, у лицензирующих органов претензий к ММРП по этому вопросу не возникало. За 2019 год по жалобам всё тех же участников арбитражных споров контролирующие органы уже трижды проверили железнодорожное хозяйство ММРП и дважды - деятельность по лицензии на перевалку опасных грузов. По итогам проверок лицензии остались действующими.
Возможно, оперативно-розыскные мероприятия, проводимые ФСБ, это тоже реакция на жалобу одного из участников спора по причалам. И если так, то жаль, что уважаемая спецслужба поддалась на провокацию…