В материалах содержится оценка аналогичных предложений Федеральной антимонопольной службы, опубликованных в феврале 2010 года.
По мнению Комитета по энергетической политике, жесткие подходы, предлагаемые ФАС России, могут сделать неконкурентоспособными большинство российских НПЗ, вынужденных продавать продукцию себе в убыток по фактически регулируемой цене. Это приведет к крайне высокому разбросу значений "нетбэков" (расчет цены экспортной альтернативы) по НПЗ, следствием которого станет существенное различие цен в регионах страны, провоцирующее спекуляцию нефтепродуктами.
Законодательство в сфере антимонопольного регулирования в настоящее время не содержит четких критериев, которые позволили бы участникам рынка того или иного товара быть уверенными, что применяемая ими цена является легитимной и не будет впоследствии оспорена антимонопольной службой с предъявлением огромных штрафных санкций и риском возбуждения уголовного дела против руководителей предприятий. В этих условиях представляется необходимым установить для определенных видов товаров, привлекающих к себе наиболее пристальное внимание регулирующих органов, ясные ценовые ориентиры, соблюдение которых освобождало бы компании от риска подвергнуться санкциям за нарушение антимонопольного законодательства.
Для рынка нефтепродуктов таким ориентиром – на тот период времени, пока не будут выработаны иные способы определения рыночных индикаторов (например, на основе цен российских бирж нефтепродуктов) – могли бы стать цены, рассчитанные в соответствии с методикой определения рыночных цен.
Наиболее логичным представляется использовать для расчета индикатора цены внутреннего рынка цену товара, которая заведомо формируется в условиях конкуренции. Для нефтепродуктов это цены основных центров мировой торговли нефтепродуктами. Наиболее обоснованным является индикатор, получаемый в результате расчета средней цены нефтепродуктов четырех таких центров – Северо-Западная Европа (NWE), Средиземноморье (MED), США (Gulf Cost) и Сингапур (Singapore).
Фактически, котировки этих четырех мировых центров биржевой торговли являются срезом всей общемировой конъюнктуры рынка нефтепродуктов. В зависимости от географического местоположения и проработанности логистических каналов отечественные НПЗ контрактуют свои экспортные поставки в привязке к котировкам того или иного мирового центра (западные НПЗ к NWE, южные к MED, восточные к Сингапуру и все к США, как к наиболее емкой торговой площадке мира).
Для минимизации расхождений котировок разных торговых площадок предлагается определить в качестве источника информации о котировках одно информационное агентство. В частности, данные о ценах, публикуемые агентством Platt’s, обеспечивают возможность освещения конъюнктуры всех четырех мировых центров торговли нефтепродуктами.
Практика мировых торговых площадок позволяет напрямую рассчитать ценовые ориентиры для следующей номенклатуры нефтепродуктов: автобензины А-76 и А-95, авиакеросин, дизельное топливо летнее, мазут топочный (каждому из перечисленных видов соответствует определенный вид нефтепродуктов, котирующийся в каждом мировом центре). В связи с отсутствием значимого маркера на автобензин А-92 расчет по данному нефтепродукту предлагается производить с учетом исторического дифференциала к автобензину А-95.
В мировой торговле нефтепродуктами используются различные базисы поставки, отличающиеся набором составляющих, включаемых в цену нефтепродуктов. В нашей стране наиболее часто используемым базисом поставки нефтепродуктов является «франко-станция отправления», т.е. цена в ж/д цистерне на воротах НПЗ. В международной практике торговли нефтепродуктами ближайшим аналогом этому является базис FOB, поэтому для целей сравнения отечественных и мировых цен на нефтепродукты предлагается в качестве сопоставимых базисов использовать соответственно франко-станцию отправления НПЗ и FOB.
Еще одна необходимая операция при расчете индикаторной цены внутреннего рынка – это приведение разнообразных единиц измерения, которые применяются в мире, к одной размерности – долл. США за метрическую тонну (USD/mt).
Кроме того, при сравнении международных котировок (которые не включают налоги) и цен внутреннего рынка необходимо принимать во внимание особенности российского налогообложения топливного бизнеса, а именно учитывать таможенную пошлину, акциз и НДС.
Очевидно, что цены внутреннего рынка в силу его особенностей не могут в точности совпадать с усредненными мировыми ценами, а должны находиться в некотором диапазоне. Поэтому отечественные цены логично сравнивать не с одномоментными котировками, а с диапазоном, находящимся в границах ±20% от их ежедневных значений. Установленный диапазон в ±20% позволяет учитывать:
• инерционность внутреннего рынка (компании осуществляют поставки по ранее установленным в договоре ценам, которые могут отличаться от текущих мировых цен, как в большую, так и меньшую сторону);
• установленный пунктом 3 статьи 40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации диапазон, в пределах которого цена товара признается соответствующей уровню рыночных цен для целей налогообложения, и который тоже равен 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров;
• различие в качестве продукции, выпускаемой на российских НПЗ;
• различие в удаленности российских НПЗ от рынков потребления их продукции;
• различие в технологической оснащенности российских НПЗ и, следовательно, экономической эффективности выпуска той или иной продукции;
• необходимость оперирования большими кредитными рисками и меньшими объемами партии на локальных рынках по сравнению с мировыми;
• наличие на рынке Российской Федерации сезонных колебаний спроса, отличных от мировых колебаний;
• необходимость нивелирования высокой волатильности мирового рынка (буквальное следование за резкими изменениями мировых цен может привести к нежелательным потрясениям российского рынка);
• запаздывание российской пошлины относительно изменения мировой конъюнктуры.
Таким образом, окончательная формула для конкретного вида нефтепродукта выглядит так:
Отпускная цена НПЗ = Приведенная Мировая цена ±20%, где: Отпускная цена НПЗ – цена оптовой поставки по предоплате на базисе франко-завод, с налогами Российской Федерации;
Приведенная Мировая цена = ((СМЦ – Пошлина)*Курс USD + Акциз)*НДС, где СМЦ (Средняя мировая цена) = (FOB NWE+FOB MED+FOB Gulf Coast+FOB Singapore)/4, где FOB NWE, FOB MED, FOB Gulf Coast, FOB Singapore – средние из минимальных и максимальных котировок мировых центров для данного нефтепродукта, приведенные к единым единицам измерения.
Предполагается, что нахождение цен российских производителей в рассчитанном диапазоне признается рыночным, справедливым и соответствующим требованиям российского антимонопольного законодательства.
Также предлагается признавать рыночными цены, попадающие в диапазон котировок, зафиксированных российскими биржами нефтепродуктов по сделкам, состоявшимся в рассматриваемый период, в том числе в случае, когда эти цены выходят за рамки диапазонов, рассчитанных по данной методике.
Методика определяет соответствие цен рыночным только по крупнооптовому каналу сбыта (реализация продукции с НПЗ) и только по тем нефтепродуктам, которые прямо описаны в методике.
Другие каналы реализации (продажа с нефтебаз и АЗС), а также механизм ценообразования на не упомянутые нефтепродукты находятся вне сферы применения данной методики и должны быть описаны отдельно.
Необходимо отметить, что другим обсуждаемым подходом к определению допустимых границ колебания внутренних цен на нефтепродукты является расчет цены экспортной альтернативы (нетбэка) для каждого отдельно взятого НПЗ либо маркерного НПЗ, именно это предлагается в методике, подготовленной ФАС России. Анализ различных методик показывает, что приведенная выше формула имеет ряд принципиальных преимуществ перед тем, что предлагается Федеральной антимонопольной службой:
1. Представленный выше метод лишен фактора субъективизма, в формуле участвуют параметры, которые либо известны заранее и установлены в соответствии с законом (налоги), либо являются результатом ежедневных торгов и публикуются в доступных источниках, причем повлиять на значение этих параметров не могут ни участники рынка, ни регулирующие органы. Подход на основе расчета нетбэка не свободен от субъективизма при определении входящих в формулу переменных параметров (например, ставки фрахта и перевалки, стоимость предоставления вагоноцистерн). Кроме того, ряд используемых для расчета нетбэка величин не публикуется в открытой печати;
2. Методика, ориентированная на приведенную мировую цену нефтепродуктов, позволяет сохранить на территории России рыночные механизмы ценообразования на нефтепродукты за счет того, что она предлагает достаточно широкий диапазон возможных значений цены, позволяющий учесть весь спектр конъюнктурообразующих факторов. Более жесткие подходы, предлагаемые ФАС России, могут сделать неконкурентоспособными большинство российских НПЗ, вынужденных продавать продукцию себе в убыток по фактически регулируемой цене, приведут к крайне высокому разбросу значений нетбэков по НПЗ, следствием которого станет существенное различие цен в регионах страны, провоцирующее спекуляцию нефтепродуктами.
ФАС России не учтено, что локальные рынки не имеют строгого соответствия котировкам мировых центров торговли и рынок Российской Федерации также не живет строго по ним. Эти котировки отражают цену крупной танкерной партии нефтепродуктов. С учетом стоимости доставки партии меньшего размера, условий платежа – цены локальных рынков выше цен Роттердама, премиальными являются все без исключения рынки стран Европы.
Ограничение по увеличению цен реализации на внутреннем рынке выше мировых котировок делает рынок негибким, лишая компании мотивации к формированию запасов в необходимые периоды (например, посевная) с целью уравновешивать баланс спроса и предложения, это, в свою очередь, может приводить к периодическому возникновению дефицита нефтепродуктов;
3. Представленная выше методика проста в применении и прозрачна для контроля широкой общественности, что представляется важным, учитывая значимость рынка нефтепродуктов для населения и экономики России. Формула, которую предлагает ФАС России, содержит значительное число переменных значений, ее применение требует больших временных затрат, а также наличия разнообразных платных источников информации. Негативным следствием сложности расчетов будет являться непонимание со стороны непрофессиональных, но заинтересованных в справедливом ценообразовании участников процесса, а значит, сохранение социальной напряженности вокруг этого вопроса;
4. Методика, основанная на сопоставлении цен внутреннего рынка с приведенной мировой ценой, носит универсальный характер, не требует «индивидуальных настроек», где существуют возможности для коррупционных проявлений и несправедливых решений. Кроме того, универсальность методики позволит впоследствии плавно интегрировать котировки российских бирж, торгующих нефтепродуктами, в формулу ценообразования. Применение формулы ФАС России потребует проведения специальных исследований для каждого из 30 российских НПЗ, при этом нерешенными остаются вопросы определения ценовых ориентиров для тех видов нефтепродуктов, которые котируются на мировых рынках, но реально из России не экспортируются (для них не может быть рассчитан нетбэк);
5. Можно ожидать, что применение представленной выше методики будет способствовать развитию конкуренции на рынке производства и продажи нефтепродуктов. В то же время, жесткое административное ограничение доходности НПЗ, предлагаемое ФАС России, будет иметь серьезные негативные последствия. Среди них: лишение НПЗ источников инвестиций, замедление модернизации российской нефтеперерабатывающей промышленности, срыв сроков введения в действие технического регламента, задающего новые стандарты качества топлива, возврат к трансфертному ценообразованию на нефть, снижение инвестиционной привлекательности и кредитного рейтинга нефтяных компаний. Всё это в конечном счете может привести к сокращению производства нефтепродуктов в Российской Федерации, возникновению их дефицита.
Есть веские основания опасаться, что применение формулы ФАС России приведет к ухудшению конкурентной среды в Российской Федерации: необоснованно низкие цены фактически станут барьером для входа на рынок новых производителей.
6. Методика, призванная конкретизировать основной закон о конкуренции, не должна дублировать государственные функции таможенной и налоговой политики. Пошлины и акцизы являются действенными механизмами регулирования внутренних цен, попытка их замены путем жесткого ценового регулирования, заложенного в методике, разработанной ФАС России, неизбежно приведет к снижению эффективности государственного управления в этой области.
7. В статье 6 Федерального закона «О защите конкуренции» дано определение сопоставимого товарного рынка – это рынок, сопоставимый «по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование».
В соответствии с этим определением, по утверждению антимонопольной службы, рынок Российской Федерации сопоставим с другими центрами торговли нефтепродуктами. Однако расчетный нетбэк не является ценой сопоставимого рынка, поскольку выводится с помощью искусственной поправки на транспортировку до мировых центров торговли. Таким образом, методика, предложенная ФАС России, противоречит положениям Федерального закона «О защите конкуренции», в то время как формула, основанная на прямом сравнении мировых и российских цен, полностью согласуется с действующим антимонопольным законодательством.
Комитет по энергетической политике