Построят ли на Мурмане еще одну ПЭС?

10 сентября 2009 в 10:27, Мурманская область
Губа Долгая в восьми километрах к западу от Териберки, куда впадает одноименная река, выбрана проектантами для строительства новой приливной электростанции (ПЭС). Общественные слушания по предварительной оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) состоялись в отдаленном поселке. В них приняли участие представители заказчика – ОАО «Малая Мезенская ПЭС» (дочерняя компания «РусГидро»), проектанты, ученые, экологи, местные жители.

ПО МНЕНИЮ ученых, которое выразил заместитель директора Мурманского морского биологического института Павел Макаревич, перекрытие губы Долгой с помощью наплавных блоков приведет к минимальному изменению водообмена и практически не нарушит жизненного цикла речных и морских обитателей. Это место – одно из немногих на побережье Мурмана, где режим морских приливов-отливов, перепад уровней воды между ними и другие факторы позволяют вести строительство и эксплуатировать объект с минимальным ущербом для природы. Первоначальный проект, разработанный еще в 90-х годах, изменился, и значительно, в лучшую сторону с учетом возросших природоохранных требований.

Заместитель генерального директора ОАО «Малая Мезенская ПЭС» Николай Мариничев сообщил, что основное предназначение новой приливной электростанции – это дальнейшее совершенствование технологии строительства и новых конструкций турбин на подобных энергетических объектах. Несколько лет назад одна из них, изготовленная в Северодвинске, была установлена на Кислогубской приливной электростанции. Это позволило почти в два раза повысить коэффициент ее полезного действия по сравнению со старой.

Экологи отметили, что несомненным достоинством Северной ПЭС (так она будет называться, если состоится) станет использование при ее сооружении наплавных блоков. Это позволит избежать больших объемов буровзрывных работ, не понадобится возводить масштабную плотину. Такой способ поможет лучше сохранить биологическое разнообразие животного и морского мира в районе ее сооружения. Главные опасения экологов сводились к необходимости охраны популяции семги и арктического гольца в реке Долгой, миграции этих рыб через плотину. Кроме того, серьезное давление окружающая среда испытает во время строительства станции. Придется строить дорогу, другую инфраструктуру, и скорее всего – с использованием местного строительного материала: песка, гравия, щебня и т.д. И проектанты обещали учесть предложения. А чтобы все это было выполнено, проекту предстоит еще пройти государственную экологическую экспертизу. Именно после этого и может быть получено «добро» на строительство.

При активной поддержке на самом верху развития энергетических мощностей в сторону их альтернативных источников эта обязательная в последнее время процедура – ОВОС – выглядит совсем не лишней в отношении таких населенных пунктов, как Териберка с Лодейным. Достаточно вспомнить подобные мероприятия с проектом создания там «Газпромом» портового транспортно-технологического комплекса и завода по производству сжиженного природного газа (СПГ). Сельские сходы пришлось собирать дважды. В первый раз несколько лет назад жители отдаленки не вдохновились обещаниями проектантов и отказали в согласии. И только со второго раза удалось их убедить в том, что одни лишь блага сулит им приход строителей и газовиков.

С той поры прошло два года, специалисты разных структур сейчас продолжают выполнять различные исследования и изыскания в рамках проекта освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения (ШГКМ) в окрестностях села, не напрягая особо его жителей. Разве что цены на съемное жилье возросли, поскольку гостиница как таковая здесь давно отсутствует. И даже события последнего года пока, по официальной информации, не сказываются на местных планах «Газпрома» в отношении проекта ШГКМ.

Что же на этот раз, как отреагировали териберчане на предложение построить неподалеку от поселка приливную электростанцию? Вопреки укоренившемуся там в последнее время скепсису в отношении многих заявленных сверху начинаний, даже и по линии нашего всего – «Газпрома», наученные больше полагаться на свои силы, на слушаниях жители поселка не стали активно возражать против нового проекта. Их позицию выразил избранный минувшей весной главой администрации сельского поселения Териберка Валерий Яранцев:

Наш телеграм канал
Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале


– Конечно, это пока только проект. Но он-то как раз видится нам вполне понятным и реальным. Во-первых, планы энергетиков не страдают гигантизмом. Во-вторых, если стройка начнется, понадобится 800 рабочих мест. Мы, как я понял, можем рассчитывать на то, что сотню-другую из них займут наши люди. На каких-то этапах здесь не потребуется слишком высокая квалификация рабочей силы. А это при нашей безработице – 60 процентов от числа трудоспособных – поможет снять остроту в вопросе занятости населения. С этим у нас пока напряженка...

ИТАК, некоторые и достаточно серьезные предпосылки, включая природные особенности, для строительства новой ПЭС на Кольском полуострове существуют. У нас уже есть более чем 40-летний опыт эксплуатации единственной в России и одной из немногих в мире Кислогубской приливной. Ее проект не имел аналогов, а при его реализации советские ученые внедрили больше трех десятков изобретений. Главной особенностью ПЭС стало то, что сооружалась она не классическим способом – в котловане за перемычками – а в строительном доке на западном берегу Кольского залива в промышленно развитом Мурманске. Проще говоря, бетонную коробку ПЭС создали на берегу и по воде потом транспортировали буксиром за десятки километров в губу Кислую. А там уже установили на место и начинили техникой и оборудованием. Во многом тогда была решена задача по созданию долговечного бетона для наплавной тонкостенной железобетонной конструкции. Прежние существовавшие образцы материала на арктическом побережье Европы и Америки начинали разрушаться в первый же сезон с первого цикла замораживания-оттаивания. А таких циклов в Кислой насчитывалось свыше 400 за зиму. За десятилетия эксплуатации ПЭС знавала разные времена. Бывало в 80-х, что вырабатываемой энергии (мощность ее 400 киловатт) едва хватало, чтобы обеспечить жизнедеятельность небольшого коллектива энергетиков. Работала турбина станции только при отливе, а во время прилива вода шла вхолостую через водопропускные сооружения. Отсюда – крайне низкий КПД.

В 90-е она была какое-то время на консервации. Но многие задачи в то же время удалось решить, специалисты признали ее самым долговечным бетонным сооружением в Арктике. Здесь же применили еще одну разработку наших ученых – катодную защиту бетона и гидросилового оборудования от электрохимической коррозии, неизбежно возникающей в агрессивной морской среде. От биологической коррозии (ракушки, водоросли) водоводы станции охраняет специально созданная для этого электролизная установка. Без нее ПЭС перестала бы работать через 3-5 лет, поскольку даже в условиях Заполярья водоводы быстро обрастают биомассой.

С другой стороны, проводимые долгое время в Кислой натурные исследования подтверждают экологическую безопасность ПЭС, влияние на биосферу Баренцева моря ее сведено к минимуму. По данным специалистов, рыба преодолевает низконапорные колеса гидроагрегатов практически без повреждений.

В последнее десятилетие прошлого века строительство крупных объектов в России было приостановлено, зато в гидротехнике малых станций произошли качественные перемены. Специалисты разработали новые конструкции гидроагрегатов ортогонального типа, которые повысили КПД турбины до 70 процентов и позволили ей работать при обоих направлениях потока (прилив-отлив). Такой поворот событий стал решающим для станции в губе Кислой. В 2004 году для нее был сделан заказ на установку нового опытного энергоблока с ортогональным агрегатом. В сухом доке Северодвинска построили «коробку» станции и отбуксировали к месту установки. А старую вывели из эксплуатации. Такой метод позволил снизить стоимость строительства на 30-40 процентов. Подтвердилось, что стоимость электроэнергии на ПЭС может быть самой низкой в энергосистеме.

Остается вопрос: не окажутся ли планы сооружения Северной ПЭС очередным прожектом? Можно лишь предположить, что они сильно сдвинутся по времени реализации. Тем более что многое будет зависеть от положения дел в холдинге «РусГидро». Как известно, там возникло слишком много проблем после недавней серьезной аварии на крупнейшей в России Саяно-Шушенской гидроэлектростанции, которая входит в его состав
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter