О «подвиге»
Павлика Морозова стало известно после того, как о советском мальчике, сдавшем советской власти своего отца-кулака, написала газета «Пионерская правда». 13-летнего юношу за донос убили родственники, но пропаганда сделала из него национального героя.
Тогда писали, что на смену Павлику придут сотни и тысячи сознательных пионеров. Так и вышло, пишет портал «
Русская семерка».
Дима Гордиенко из Ростовской области стал обладателем именных часов, пионерского костюма и подписки на газету «Ленинские внучата» после того, как сдал соседей, собиравших в поле колосья пшеницы, чтобы не умереть с голода. За подобные преступления в годы сталинских репрессий расстреливали или отправляли в лагерь на 10 лет.
Проня Кобылин и вовсе сдал свою собственную мать за похожий проступок. При этом женщина занималась сбором колосьев, чтобы накормить сына. Она даже представить не могла, как отпрыск отблагодарит ее за любовь и заботу.
Но советская история знает более 50 случаев доносов детьми на своих родителей или соседей, обернувшихся двойной трагедией. После расстрелов и отправки в лагеря оступившихся колхозников их разъяренные родственники устраивали самосуд над пионерами.
Однако в ситуацию решила вмешаться советская власть. Чтобы дать понять населению, что доносчиков убивать и калечить нельзя, было решено устроить показательный процесс. Повод нашелся в 1932 году в Курганской области, где был убит
Коля Мяготин, вернувшийся домой из детского дома.
Мальчик якобы рассказал на сельсовете истории о расхитителях колхозного имущества, которые подслушал во время разговоров взрослых. Отмечалось, что за длинный язык кулаки Фотей Сычев и братья Вахрушевы убили пионера, что в итоге обернулось расстрелом советской властью пятерых жителей села, еще шестеро сельчан отправились в лагеря на десять лет.
Только вот через 60 с лишним лет, когда Советский Союз уже развалился, стало известно, что никакого расхищения колхозного имущества не было. Нечист на руку оказался сам пионер Мяготин, воруя с поля колосья. Его заметил и застрелил охранник-красноармеец, а дело было сфабриковано с помощью другого подростка, чтобы раз и навсегда отбить у советских людей желание расправляться с доносчиками.