Все без исключения новоиспеченные российские полицейские с нетерпением ждали конца января, ведь об увеличении денежного довольствия людей в погонах говорили целый год. Пакет нормативных документов, установивших соцгарантии полицейских, вступил в силу 1 января, на днях наконец выплатили и первую зарплату. Впрочем, вопросы у людей в погонах остались до сих пор.
Итак, главное: оклады действительно повысились в разы. В среднем лейтенанту полиции или внутренней службы, занимающему должность инспектора, следователя, дознавателя, опера, назначен оклад не менее 25 тысяч рублей (до реформы его оклад составлял 4-5 тысяч). При этом возросла и нагрузка на каждого работника в связи с прошедшим сокращением.
- В Мурманской области за прошлый год было сокращено 22,4% личного состава - то есть более полутора тысяч сотрудников, - говорит
Сергей Приходько, начальник полиции УМВД России по Мурманской области. - Сейчас в полиции региона служит 5232 человека.
Увольняли, как оказалось, «с запасом» - в конце года, по словам Приходько, некомплект стражей порядка в области составил более 200 единиц. Очереди на вакантные места пока не наблюдают, впрочем, высокая зарплата, естественно, сделала профессию более престижной, так что очевидно, желающие появятся. Полковник Приходько уверен, что вскоре на место одного уволенного будут претендовать 8 новых полицейских.
Произошла и реорганизация самой структуры органов. Сократили ряд руководящих должностей, впрочем, говоря начистоту, начальников стало ненамного меньше: вместо сокращенных должностей заместителей главы УВД и его районных подразделений, например, появились аналогичные должности замов начальника полиции.
Изменились не только должности и оклады, но и система предоставления социальных гарантий сотрудникам. С одной стороны, они подкреплены целым пакетом федеральных законов и постановлений правительства, причем основные «правила игры» остались неизменными. С другой, вчитываясь в эти документы и разговаривая с сотрудниками УМВД, испытываешь смешанные чувства. Реформа милицейского законодательства должна была навести в нем порядок и привести в соответствие с федеральными законами, но некоторые ведомственные нормы остались мудреными, как правила с большим количеством исключений. Да и не все нормы пока реализуются на практике.
Такая ситуация сложилась с самым насущным - зарплатами. Их размер сформировали два постановления правительства, установившие величину окладов по должности и званию, а также солидные надбавки за особые условия службы, от 20 до 100%. Должны полицейские также получать доплаты за высокие достижения и работу в условиях особого риска. Обещанные надбавки в расчетных листах увидели не все. Как поясняет начальник центра финансового обеспечения УМВД России по Мурманской области Татьяна Сухова, порядок начисления денег - кому, за что и сколько - должен быть прописан в приказах МВД, которых пока не существует. После их появления, разумеется, будет произведен перерасчет, но когда конкретно это произойдет, пока неизвестно.
Впрочем, задержка надбавок и прочих «бонусов» - полбеды. И без них зарплата стражей порядка, на первый взгляд, вызывает зависть. Однако, как выяснилось в январе, десятки сотрудников после реформы лишились другой, гораздо более важной выплаты - «полярок». Это коснулось молодых людей, для которых ОВД - первое место работы.
Согласно трудовому законодательству если до 31 декабря 2004-го человек не работал и ему еще нет 30 лет, то с первого дня работы он имеет право на «полярки» в полном объеме. Если, конечно, до 31.12.2004 года он успел прожить на Крайнем Севере не менее 5 лет и при условии, что организация финансируется из муниципального или областного бюджетов. Но органы внутренних дел в ходе реформы полностью переведены на федеральное финансирование. «Полярки» надо зарабатывать с нуля.
Справедливость в этом вопросе пытался восстановить прежний глава УВД Виталий Федотов, который ввел компенсации, равные «поляркам». То есть графа в расчетниках называлась иначе, но сумма была та самая. Система простая: по мере получения «законных» северных надбавок, на эту сумму уменьшался размер компенсации.
В январе молодых полицейских ждал неприятный сюрприз.
- Компенсацию платили из экономии денежных средств, теперь же, после сокращения личного состава, сметы составлены с учетом новой численности УМВД, и экономии никакой нет, - объясняет Татьяна Сухова. - Так что молодым сотрудникам до 30 лет, при условии, что они не меньше года проживают в нашем регионе, придется зарабатывать «полярки» в течение трех с половиной лет, а тем, кто старше 30, - в течение пяти лет. Сегодня только что пришедший на службу после армии сержант ППС, например, получает без надбавок 27 тысяч рублей.
Учитывая, что полгода назад - до реформы - тот же мурманский сержант ППС получал не меньше 30 тысяч, понятно, что повышение зарплаты оказалось для кого-то условным. Причем коснулось это именно молодых, начинающих сотрудников. Особенно обидно тем, кто, проработав, к примеру, год, «полярки», хоть и в виде компенсации, получал - а теперь лишился их.
В конце прошлого года в Госдуму был внесен проект новой редакции закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Он предлагает выплату надбавки к зарплате с первого дня работы в районах Крайнего Севера для тех, кому меньше 30 лет, и при условии, что они прожили здесь не менее пяти лет, в полном размере и независимо от формы собственности организации. Хочется верить, что после принятия этого закона молодых полицейских уравняют в правах с работниками без погон. Но это лишь предположение.
А пока в связи с отменой компенсаций возник курьез: как сообщила Татьяна Сухова, стажеры, принятые на работу в ОВД будут получать оклад по должности с «полярками», а будучи официально назначены на должность, лишатся этих дополнительных выплат. Ну если, конечно, до этого не успели заработать «полярки» на гражданке.
Такая же нелепая ситуация сложилась, к примеру, с оплатой проезда к месту отдыха и обратно. Согласно принятым законам ежегодный бесплатный проезд в отпуск сохранили лишь для полицейских из районов Крайнего Севера. На гражданке, уезжая в отпуск, вы вправе получить аванс на приобретение билетов. Согласитесь, при нынешних тарифах перевозчиков - совсем не лишний «бонус». Раньше милиционеры тоже получали его, теперь же лишились этой возможности: как пояснили в ЦФО, это связано с формальностью - изменились коды бюджетной классификации, по которым производятся начисления. Теперь это уже не аванс, а компенсация. Понес расходы - тебе их возместят. Но только после отпуска. Правда, как меня заверили финансисты, нуждающимся по-прежнему будут выдавать военно-проездные документы, на их приобретение выделят 30 из 80 «дорожных» миллионов.
Есть и хорошая новость: полицейским наконец начнут, как и всем северянам, оплачивать проезд к месту отдыха на личном автотранспорте. Раньше по нелепой формальности это было невозможно. То есть авиабилет куда-нибудь на Кубу или Канары «скромному милиционеру» оплатить могли (до 2012 года дорога оплачивалась по всему миру), а проезд в подмосковную деревню на личном авто - нет. Теперь этот курьез устранен, но выплаты пока не ведутся - финансисты также ждут приказа МВД. Он пока не готов, как и перечень населенных пунктов, дорогу до которых оплатят, если полицейский поехал за границу.
Наконец, определен и статус работников федеральной государственной гражданской службы в МВД. Несколько десятков таких должностей были введены в регионе вместо старых милицейских. Формально сотрудники были сокращены, а затем по конкурсам назначены на госслужбу. Зачастую они фактически остались на прежней работе с прежним кругом обязанностей, лишившись только погон и прежней, порой довольно высокой зарплаты. Теперь она составит в среднем 20 тысяч рублей. Впрочем, это коснулось лишь так называемых обеспечивающих служб, не занимающихся непосредственно раскрытием преступлений.
Итак, реформа завершена, но скоропалительность, с которой она проводилась, оставила целый ворох проблем. Устранить недоделки должны до конца года. Впрочем, сами стражи порядка убеждены: впереди вторая волна реформирования - правительство страны уже объявило о грядущем сокращении отделов вневедомственной охраны в регионах и их преобразовании в казенные учреждения. Понятно, что реформа огромного ведомства - дело не одного дня, коррективы будет вносить сама жизнь. Хочется лишь надеяться, что полицейские, профессию которой хотят сделать престижной, в итоге не почувствуют себя обманутыми. А значит, будут держаться за свои должности и работать на совесть.
Пока им удается выполнять большие задачи меньшими силами - в Мурманской области за год зафиксировали сокращение преступности. На треть меньше произошло убийств, реже стали кражи, грабежи, разбои. Но в целом доказать свою эффективность системе еще предстоит. Хорошо, если для начала в нее поверят сами полицейские