Визит
Бориса Ельцина в США, который состоялся в сентябре 1989 года, имел благую цель. Она заключалась в борьбе с распространением СПИДа в Советском Союзе, куда должны в итоге были доставить большую партию одноразовых шприцев.
Предложение полететь за океан Ельцин, являвшийся народным депутатом страны, получил от Фонда социальных изобретений. Никто и подумать не мог, чем обернется на первый взгляд безобидная благотворительная поездка.
На следующий день после возвращения Ельцина в Союз газетой «Правда» был опубликован памфлет
Витторио Дзуккони, который являлся сотрудником одного из итальянских СМИ. В тексте советского политика представили «пьяным, невоспитанным русским медведем, впервые оказавшимся в цивилизованном мире».
Разгорелся жуткий скандал. Возмущение руководства страны и народных масс было вполне объяснимо, ведь к осени 1989 года Ельцин уже являлся заметной и узнаваемой фигурой в Союзе.
Порция критики досталась не только европейской прессе, но и газете «Правда». Ситуация даже рассматривалась Комиссией Верховного Совета СССР. Редактора тогда не погладили по голове за то, что вместе с едким материалом Дзуккони не были опубликованы положительные отзывы о визите Ельцина в Штаты из других изданий, пишет портал «
Русская семерка».
Неприятная история вышла и с меморандумом главного организатора этой поездки
Джима Гаррисона, выпущенным по итогам визита Ельцина в Америку. В нем также упоминалась любовь советского политика к спиртному. В тексте конфиденциального документа указывалось и то, что Гаррисон не рекомендует американцам воспринимать Ельцина как «рубаху-парня».
«Мы должны осознавать, что на самом деле в его (Ельцина) личности присутствуют темные и непредсказуемые аспекты, противопоставляющие его Горбачеву, и, если они будут проявляться с позиций реальной власти, это может привести к весьма деструктивным последствиям», — высказал мнение Гаррисон.
При этом партия одноразовых шприцов, которая по итогам поездки должна была прибыть в СССР из США, оказалась в 10 раз меньше оговоренной — 10 тысяч единиц вместо 100 тысяч.
Позднее высказывалось мнение, что та поездка в Америку оказала неизгладимое впечатление на Ельцина. И дело вовсе не в скандале. Именно тогда в нем могла укорениться идея учреждения в стране должности президента, считал историк
Михаил Пазин.
Дело в том, что советский политик за несколько дней нахождения в Штатах своими глазами увидел, какой большой разрыв существует между обеспечением народов двух стран. Для этого достаточно было зайти в обычный супермаркет.
Ранее мы
писали, почему встреча Елизаветы II и Бориса Ельцина едва не обернулась скандалом — какой грандиозный промах допустил лидер России.