Когда в конце августа на берегу Семеновского появилась непонятная техника, мурманчане забеспокоились, что бы это значило? Уж не приноравливаются ли к нему очередные горе-застройщики или, может, затевается какое другое покушение на любимое место отдыха горожан? Но на сей раз причин для негодований не оказалось. Наоборот, поясняли людям, установленные машины должны потрудиться на благо озеру, поскольку началась очистка его акватории.
Пионер «влажной уборки»
Подобное Семеновское переживает впервые. Раньше и самой возможности попросту не было, так как все природные водоемы на просторах страны являются федеральной «вотчиной», и лишь три года назад у субъектов РФ появились некоторые полномочия в этой сфере. До той поры регионы не имели права подступаться с какими-либо работами к водным объектам. Тратить же на подобные мероприятия деньги из своего бюджета не вправе и сейчас. С предложениями необходимо обращаться в Москву, получить там добро, а вместе с ним и средства под проект.
Очистка Семеновского стала одной из первых заявок мурманчан. Как отметил руководитель областного комитета природопользования и экологии Алексей Смирнов, идея лежала на поверхности, поскольку проблемы, связанные с загрязнением водоема, хорошо известны. Очистка позволит предотвратить его зарастание и обмеление.
- Да, это не питьевой источник, но с точки зрения отдыха людей, городской экологии озеро должно быть чистым и здоровым, - подчеркнул Алексей Смирнов. - С появлением у региона полномочий в нашем комитете был образован отдел водных ресурсов, который занялся вопросами, связанными с предоставлением объектов в пользование, разрешением на сбросы, на забор воды, а также экологическим состоянием водоемов. И нам удалось доказать в Федеральном агентстве водных ресурсов, что очистка Семеновского - проблема, которую надо решать.
В прошлом году на озеро Москва выделила полтора миллиона рублей, которые пошли на изыскательские работы, создание проекта очистки и проведение его государственной экспертизы. Были определены объем необходимых мероприятий и во что финансово это выльется. А в 2010-м настала пора самой «влажной уборки», которая обойдется в 24,3 миллиона рублей, опять же - из федеральной казны.
Никакого самолета!
Со дна предстояло извлечь свыше 56 кубометров отложений вместе с накопившимся мусором, а «добытое» необходимо отправить на полигон твердых бытовых отходов. Госконтракт на выполнение этих работ заключен с мурманским ООО «ЛидерСтройТранс», на вооружении у которого многофункциональные землесосные машины финской марки «Ватермастер».
Две техсилы вклинились в воду в противоположных сторонах Семеновского - у домика любителей зимнего плавания и неподалеку от Дворца творчества «Лапландия». Небольшая часть озера позади дворца отгорожена дамбой и превратилась в отстойник. В него откачанное поступало по трубам, протянутым под водой от земснарядов.
Наступление холодов и ледок, покрывший озерную гладь, для проводимых работ помехой не стали, и сейчас фирма завершила первую часть поставленной задачи. Как заметил главный инженер «ЛидерСтройТранса» Сергей Рыбаков, кое-что пришлось извлекать из глубин Семеновского не методом откачки, а с помощью кранов, которыми финские машины тоже снабжены. Во время изыскательских работ водолазы обнаружили на дне не только мусорную мелочь, но и кое-что покрупнее.
- Подняли затопленную шлюпку, кусок цистерны и обломки железобетонной плиты, - перечислил главный инженер.
Честно сказать, список меня разочаровал, поскольку ожидания были куда интереснее.
- И больше ничего? - решила я уточнить. - Говорят, в теле Семеновского до сих пор сидит осколок войны - останки вражеского самолета...
- Ничего подобного там нет, - прозвучало в ответ.
Что ж, выходит, миф развенчан. Сомневаться в достоверности сведений не приходится, как-никак водолазам снизу виднее.
Чтобы приступить к вывозу собранного со дна, подрядчику придется дождаться... нет, не весны. А настоящих морозов, которые скуют жижу.
- Верхний слой отстоянной воды - чистой - спускается обратно в озеро. И постепенно уровень в отстойнике понижаем, - пояснил Рыбаков. - А оставшуюся грязь, когда замерзнет, начнем вывозить на полигон ТБО.
Но завершить намеченное проектом все же предстоит в теплое время. Согласно контракту «ЛидерСтройТранс» обязан также провести рекультивацию земель - участки на берегу, которые использует под рабочие площадки, засеять травой.
На очереди Кола
С экологической стороны в водной сфере у нас сейчас многое происходит впервые. Замыслы природоохранного комитета коснулись не только Семеновского озера. В частности, проведена очистка реки Умбы от затонувших во время сплава бревен, что долгие годы оставалось нерешаемой проблемой.
- Со дна поднято и утилизировано около 8 тысяч кубов древесины. Неплохой результат, и мы намерены продолжить очистные мероприятия. Как пробный камень этот проект дал нам своего рода урок - выявил некоторые недостатки и в нашей подготовленности к такого рода проектам, и в межведомственных отношениях. Учимся по ходу, что тоже полезно, - отметил Алексей Смирнов.
Заметим, в минувшем году одновременно с подготовкой проекта по Семеновскому был разработан и другой - по очистке реки Росты. Но с его реализацией придется подождать.
- Деньги сразу на все заявленные объекты Москва не выделяет. Но, учитывая, что «проколов» перед Федеральным агентством водных ресурсов с нашей стороны нет - осваиваем средства как положено, рассчитываем на продолжение финансирования. Будем чистить и Росту, - пообещал Алексей Альбертович.
Как он отметил, в ближайших планах также Кола: провести ее очистку очень важно, поскольку, с одной стороны, это источник питьевой воды, а с другой - рыбохозяйственный объект высшей категории, семужья река.
- Задача очень сложная, и сейчас смотрим, как к ней подступиться. Необходим взвешенный подход, - подчеркнул Смирнов. - В противном случае можно больше навредить, чем принести пользы. Не дай бог, что-то нарушим, и семга перестанет заходить в реку на нерест, такое нам, конечно, никто не простит.
Реализация еще одного замысла должна помочь в наведении порядка в водоохранных зонах - береговой части водоемов, где законом регламентируется не только хозяйственная деятельность, но и поведение граждан.
- Люди зачастую просто не знают, что вторгаются на территорию, где действует особый режим. Будем устанавливать соответствующие аншлаги, - уточнил глава комитета. - Предстоит большой объем работ. В том числе готовится картографический материал - появятся утвержденные карты с обозначением водоохранных зон. Это, в частности, поможет местным органам власти ориентироваться и принимать решения: какие объекты допустить на данную территорию, а каким там не место. Начать планируем с Колы и Туломы
http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=201011164216