В конце октября глава Мурманской области
Марина Ковтун сообщила о «давлении» на нее и ее близких. Под давлением, очевидно, подразумевается поднятый журналистами вопрос о трудоустройстве детей губернатора.
Недавно губернатор Мурманской области
Марина Ковтун сделала публичное заявление о прессинге со стороны силовых структур и угрозы семье. В первую очередь необходимо отметить, что это достаточно смелое заявление, так как на таком уровне подобных заявлений делать не принято, и это достаточно болезненно воспринимается в Кремле.
Очевидно, что для того, чтобы решиться на подобный шаг, нужны очень серьезные причины. У достаточно опытного чиновника, такого, как
Марина Ковтун они должны обязательно быть. И скорее всего вопрос в том, что арестованы по подозрению в мошенничестве и хищениях люди из ее ближайшего окружения, и в первую очередь заместитель главы региона
Игорь Бабенко и заместитель руководителя аппарата правительства Мурманской области Эдуард Никрашевский.
Уволилась и руководитель аппарата правительства Светлана Поверичева. Ушла в отставку министр природных ресурсов и экологии
Эльвира Макарова, против которой возбуждено уголовное дело по статье «Злоупотребление должностными полномочиями».
Кстати, сама
Эльвира Макарова подала в суд на губернатора
Марину Ковтун и намерена отменить постановление об увольнении себя с должности министра в связи с утратой доверия, вернув формулировку – увольнение по собственному желанию. Предварительное судебное заседание по иску Эльвиры Макаровой состоялось в Октябрьском районном суде города Мурманска.
Очевидно, что никакого давления на губернатора здесь нет и быть не может. Силовые структуры просто выполняют свою работу, и если близкие соратники
Марины Ковтун задержаны, то только в связи с тем, что суду для этого были представлены достаточно серьёзные основания.
Так что за причиной публичного заявления могут скрываться только появление опасений, что показания арестованных или найденные документы могут каким-то образом коснуться и самого губернатора. В этом случае могут быть понятны как волнение губернатора, так и сам шаг публичного обращения.
Второй вопрос, затронутый в обращении – это давление «на ее близких», и, в первую очередь, на детей. А вот здесь нет никакой связи. Дети
Марины Ковтун уже давно живут в Москве и в Мурманск возвращаться не собираются, так как в целом очень даже неплохо устроены. Да и некуда, так как сама
Марина Ковтун все свои квартиры в Мурманске продала и, похоже, не планирует в дальнейшем связывать свою жизнь с этим регионом.
Дочь
Марины Ковтун работает в крупнейшей компании нашей страны, куда попасть на работу достаточно сложно, а обычному человеку — просто невозможно, если он не имеет уникальных знаний и навыков, необходимых для работы. Полная тезка губернатора
Марина Ковтун работает в «Роснефти», куда она перешла из Кольской ГМК — «дочки» «Норникеля», где в свое время трудилась Ковтун-старшая. Ее трудоустройство совпало с тем, что «Роснефть» стала ведущим поставщиком топочного мазута в Мурманскую область. Причем трудится
Марина Ковтун-младшая в отделе по работе с органами власти, которыми администрация Мурманской области как раз и является.
Сын
Марины Ковтун – Александр, судя по многочисленным публикациям СМИ, совсем недавно работал в ООО «Газпром-геологоразведка». Это тоже достаточно престижная компания, куда случайных людей не берут. Причем утверждалось, что он поступил на работу в эту компанию вскоре после того, как между компанией в лице ее генерального директора Алексея Давыдова и Мурманской областью, в лице ее главы администрации
Марины Ковтун, был подписано соглашение о сотрудничестве.
По сути соглашения, в нем идет речь о том, что компания ООО «Газпром-геологоразведка» попадает под действие закона о государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Мурманской области.
Попадая под действие этого закона, компания получает возможность экономии в виде: уменьшения ставки налогов на имущество и прибыль, льготных условий аренды имущества и земли, поручительства правительства региона при получении коммерческих кредитов, частичной компенсации областным бюджетом кредитной ставки и др.
В соглашении о сотрудничестве между ООО «Газпром-геологоразведка» и администрацией Мурманской области, кстати, примечателен пункт 3.2.2., в котором говорится, что «в целях содействия реализации социальных и иных программ, проектов и мероприятий … общество может оказывать благотворительную помощь». Так что по соглашению получается, что администрация может поддерживать компанию, а компания может оказывать благотворительность.
Этот пункт, который обычно не принято писать в деловых соглашениях, мог бы пройти незамеченным, если бы не материалы, опубликованные в СМИ, о налаженной системе поборов под вывеской благотворительности, в котором обвиняют арестованного заместителя губернатора Игоря Бабенко.
Правда, сама
Марина Ковтун опровергла информацию о трудоустройстве сына, сообщив через свою пресс-службу, что ее сын в настоящий момент нигде не трудоустроен. Скорее всего удостовериться, работал в этой компании Александр Ковтун или нет, можно только по специальному запросу, который представителям СМИ получить нереально.
До этого Александр Ковтун занимал хорошую должность в Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК). И как раз в этот период администрация Мурманской области начала активно пытаться переводить местные котельные на уголь. В результате, при строительстве угольных котельных в Мончегорске, Никеле и Заполярном чиновники, по данным Контрольно-счетной палаты региона, «сожгли» 1,5 млрд рублей.
Удивительным во всем этом вопросе является то, что о детях
Марины Ковтун нигде нет никакой информации, кроме той, что дается самой
Мариной Ковтун. Судя по всему, Александр даже удалил всю информацию о себе из соцсетей.
Это действительно жалко, так как было бы интересно узнать, какое образование получили губернаторские дети. Какой опыт работы необходимо приобрести, чтобы попасть на работу в «Роснефть».
Где и по какой специальности получил высшее образование Александр Ковтун, этот талантливый молодой человек. А то, что он талантливый, сомнений не вызывает, так как, если вычесть из его возраста в 24 года 5 лет на обучение в институте, то можно только удивляться, что он так быстро проявил свои способности и был сразу взят, без какого-либо опыта в этой сложной отрасли, на хорошую должность в крупную угольную компанию.
И если здесь все в порядке и никакой связи между должностью
Марины Ковтун-старшей и трудовой карьерой ее детей нет, как об этом заявила сама
Марина Ковтун, то, наоборот, стоит рассказать журналистам об их образовании и достижениях. Пусть огромное количество выпускников ВУЗов, которые не могут устроиться даже на небольшую зарплату по своей специальности, что-то подчерпнут из опыта детей губернатора.
Так что никакого «давления на близких»
Марины Ковтун, и, в частности, на ее детей Александра и
Марину Ковтун-младшую нет даже близко. Скорее, есть не только давление, но и прямая опасность для тех, кто пишет о Марине Ковтун-старшей.
И это при том, что о самих детях
Марины Ковтун нет ни одного негативного материала. В частности, известный блогер Александр Серебряников пожаловался «Новой газете», что после его публикаций о губернаторе к нему стали поступать звонки с угрозами, что ему «подкинут наркотики» и даже с угрозами физической расправы.
И Александр Серебряников, в отличие от детей
Марины Ковтун, имеет вполне реальные основания не только жаловаться на давление, но и опасаться за свою жизнь и здоровье. Ведь еще достаточно свежи слухи, что та же самая
Марина Ковтун, на которую, по ее мнению, кто-то оказывает давление, попросила начальника областного полицейского главка генерала Игоря Баталова найти и «разобраться» со всеми журналистами, пишущими про нее негативно, независимо от того, в каком регионе они находятся.
При этом журналисты и пресса существуют не для того, чтобы восхвалять высокопоставленных чиновников, а чтобы вскрывать проблемы и говорить о них обществу. Возможно, у администрации Мурманской области, которая заключила контракт на $3 млн с коммуникационным холдингом «Минченко консалтинг» на создание положительного образа региона и, соответственно, губернатора, другое представление о журналистике.
Но обществу журналисты нужны, в первую очередь, чтобы проводить журналистские расследования, анализировать ситуацию и выявлять наиболее актуальные проблемы. Это как раз и есть их работа, их прямая обязанность. Об этом неоднократно говорил и Президент РФ Владимир Путин, который не боится в публичных интервью отвечать на острые вопросы, и не просит силовиков «разобраться» с неугодными журналистами.
Да и в целом у
Марины Ковтун к журналистам, которых она как-то назвала «сетевыми хомячками», крайне сложное отношение. Дошло до того, что лично ей, из-за ее высказываний об актуальности для общества профессии журналистов и артистов, в позапрошлом году написал возмущенное письмо председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин.
Заслуженного артиста возмутили слова
Марины Ковтун, которое приводит издание FlashNord: «Арктические проекты, которые будут реализовываться на территории Мурманской области, конечно, будут основываться на уникальном высокотехнологичном оборудовании….
Такие же уникальные специалисты потребуются для того, чтобы работать на этом оборудовании. Профессию журналиста можно здесь получить, профессию актера может быть даже. Но это в меньшей степени завтра потребуется области для того, чтобы развивалась наша экономика». И она добавила, что «мы не будем обучать ненужных людей, их просто не должно быть у нас».
Пожалуй, это единственный губернатор, к которому обращался с похожим письмом известный всей стране артист. Но в этом случае можно еще раз попросить
Марину Ковтун рассказать, а кого тогда нужно обучать, где и по какой специальности учились ее дети, чтобы так же быстро и успешно сделать свою карьеру. И может стоить изменить свое отношение к журналистам и их публикациям, даже если они пишут не то, что хочется губернатору.
Ведь не обижается же она на агентство политических и экономических коммуникаций, которое в публикуемом им рейтинге губернаторов расположило
Марину Ковтун на 80 месте из 85 возможных. И, кстати, агентство не имеет никакого отношения к силовикам, а скорее к партии «Единая Россия», в которой и состоит сама
Марина Ковтун.
Так что лучшим ответом журналистам о детях, если губернатор Ковтун считает что-то несправедливо написанным, будет обнародование информации. Если Ковтун и ее детям, конечно, нечего скрывать.