Судьба Штокмановского месторождения газа по-прежнему остается неясной. Газпрому еще на полгода продлили время для того, чтобы определиться, кого из иностранных участников ввести в консорциум. Напомним, что месторождение было открыто в 1988 году. Оно расположено в центральной части шельфа российского сектора Баренцева моря, в 650 километрах от Мурманска. Планировалось, что разработка месторождения начнется в 2000 году, но старт проекта неоднократно откладывался в связи с нехваткой средств у Газпрома и неудачами в переговорах с западными компаниями о финансировании.
Запасы Штокмана составляют около 3,7 триллиона кубометров газа.
За время существования проекта появлялось около 5-6 шорт-листов, в которых назывались разные компании-участники проекта. Однако в сентябре прошлого года Газпром огласил окончательный список, в который вошли американские компании ExxonMobil, ChevronTexaco, ConocoPhillips и норвежские Norsk Hydro, Statoil. Но к освоению Штокмановского месторождения «Газпром» планирует привлечь только двух или трех зарубежных партнеров.
Как заявил зампред правления Газпрома Рязанов, примерно на 30 процентов проект будет финансироваться за счет собственных средств участников, остальное - за счет привлеченных займов. Конкретных договоренностей и условий долевого участия и финансирования до сих пор не было обнародовано, однако «Газпром» намерен сохранить за собой контроль над проектом.
Как сообщает издание «Век», объем инвестиций Штокмановского месторождения составит 12-14 миллиардов долларов, а первый газ пойдет в 2011 году. Специалистами Газпрома подготовлено ТЭО прединвестиционной стадии проекта по производству СПГ на базе месторождения. Была проведена оценка технической осуществимости проекта, а также затрат по добыче, сжижению газа и его доставке на рынок США. Расчеты Газпрома показали, что газ с месторождения может поставляться в США по конкурентоспособным ценам.
До сих пор основными претендентами на работу с Газпромом считались американцы. Однако после провала переговоров на июльском саммите G 8 о вступлении России в ВТО наша страна начала склоняться к сотрудничеству с норвежскими фирмами. Еще в конце прошлого месяца президент Путин заявил: «Вы, наверное, слышали, мы ведем переговоры сразу с несколькими странами по разработке различных месторождений. Но в этом ряду норвежские компании занимают одно из первых мест. Они нос не задирают, работают предметно, очень профессионально».
Между тем, Министр энергетики США Сэм Бодман вчера заявил, что надеется на то, что «Правительство РФ вскоре решит, какие иностранные компании будут участвовать в разработке Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море, и повторил, что американские компании могут войти в их число. Я думаю, что или одна из них, или обе (Chevron и ConocoPhillips) будут включены в окончательный список, если они решатся пойти дальше и назвать участников. Но мне кажется, вполне возможно, что они так и не решатся. Я отказался от попытки предсказать, когда Россия решит, что намерена разобраться с этим».
Однако господин Рязанов уже успел «отшить» американского министра. По словам чиновника Газпрома, «каждый волен высказывать свое мнение, но выбор будет делать совет директоров «Газпрома», а не американские ведомства».
По словам главы Газпрома Алексея Миллера, «Газпром не хочет создавать традицию выбора компаний только по той причине, что они происходят из какой-то конкретной страны. Партнеры в проекте будут выбираться в соответствии с установленными нами критериями».