Новый год принес нам очередное повышение тарифов практически на все

03 февраля 2009 в 09:21, Мурманская область
Новый год принес нам очередное повышение тарифов практически на все. В таких случаях в СМИ обычно принято сообщать: такая-то услуга подорожает на столько-то процентов, такая-то – на столько-то. И так далее. Однако, как выясняется, это не совсем правильный подход. Потому что тарифов на одну и ту же услугу может быть великое множество.

Скажем, по теплу отдельный тариф установлен для каждого теплоисточника: один – в Оленегорске, другой – в Мончегорске, третий – в Североморске, а в Мурманске – отдельно для ТЭКОСа, отдельно – для Мурманской ТЭЦ. Наверное, из всей этой мешанины можно вывести какой-то общий средний процент. Вот только какой от него прок? Ведь в реальности везде стоимость услуги поменяется по-разному.

Все равно не разберетесь...

Казалось бы, особняком в данном случае стоят тарифы на электроэнергию: для населения в Мурманской области они везде одинаковые. И в 2009 году за киловатт-час мы платим по одноставочному (то есть обычному) тарифу: 160 копеек – граждане, проживающие в домах, где установлены газовые плиты, 112 копеек – граждане, проживающие в домах, где установлены электроплиты, 112 копеек – сельские жители.

Есть еще тарифы, дифференцированные по времени суток, но, поскольку они применяются для очень ограниченного числа потребителей, для простоты будем все же ориентироваться только на одноставочный тариф.

Рост существенный: в прошлом году в домах с газовыми плитами киловатт-час стоил 130 копеек, в домах с электроплитами (и в сельской местности) – 91 копейку. Таким образом, подорожание – 30 копеек в первом случае, 21 копейка – во втором. И есть повод поговорить, из чего же складывается этот самый тариф на электроэнергию, чем обусловлен рост?

«Полярная правда» обратилась в комиссию по тарифному регулированию области с просьбой «разложить» тариф для населения на составляющие, показать, в какую организацию (из участвующих в процессе поставки электроэнергии) какая часть от общей суммы уходит. Но там нам ответили отказом. Как объяснил председатель комиссии Анатолий Виноградчий, сделать это невозможно, поскольку тариф для населения – экономически необоснованный.

– Фактически энергосбытовые компании продают киловатт-час гражданам за меньшую сумму, чем сами его покупают, – сказал глава комиссии. – Поэтому тариф для населения ну никак нельзя «разложить» на составляющие: ведь некоторые «составляющие» могут оказаться больше общей суммы. Другое дело – тарифы для прочих потребителей, то есть для организаций и предприятий. Там такой подход можно применить, хотя и тоже с большими «натяжками» – из-за перекрестного субсидирования. Но для предприятий и организаций применяется гораздо больше разных тарифов, чем для населения.

Попытаемся разобраться

Начнем с тарифов для населения. Почему их считают экономически необоснованными? Здесь можно только сравнивать. Начнем с того, что во внутридомовые сети, в наши квартиры, поступает так называемая электроэнергия низкого напряжения (которая и дает те самые 220 вольт уже непосредственно в розетке в квартире). Электроэнергию с таким же напряжением покупают и другие потребители, расположенные в населенных пунктах, то есть магазины, различные организации и так далее.

Так вот, одноставочный тариф для того же магазина с нового года составляет 268,59 копейки за киловатт-час. (Здесь приведен одноставочный тариф для предприятий и организаций, расположенных в Мурманске и ряде других городов области. В некоторых муниципальных образованиях он может быть другим. Но суть картины от этого не меняется: все равно тариф на электроэнергию низкого напряжения для организаций везде гораздо выше, чем для граждан).

Откуда взялась такая разница? Если все максимально упростить, то причины две. Первая: для предприятий и организаций тарифы на электроэнергию всегда росли гораздо быстрее, чем для населения. Искусственно сдерживать их особо и не пытались. И вторая: огромное количество потребителей – население – покупают энергию по экономически необоснованным тарифам. За счет чего-то нужно компенсировать эти потери? Вот и компенсируют, в том числе, за счет высокой платы для организаций и предприятий.

Наш телеграм канал
Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале


До копейки

Как именно раскладывается этот тариф? Возьмем для примера Мурманск. Из 268,59 копейки примерно 26 процентов, или 69 копеек, – это покупка электроэнергии на оптовом рынке. Цифра не совсем точная, поскольку стоимость электроэнергии на опте может колебаться. Но за основу ее принять можно. Еще около 60 процентов, или примерно 161,5 копейки, уходит сетевым организациям – за передачу электроэнергии. Для большинства потребителей Мурманска – это Мурманская горэлектросеть.

Вот, к слову, как раз та самая «нестыковка», о которой говорил председатель комиссии по тарифному регулированию: стоимость только передачи одного киловатт-часа по сетям низкого напряжения выше, чем самый высокий тариф для населения (напомним, он с нового года составляет 160 копеек для граждан, проживающих в домах с газовыми плитами).

Еще около 4 процентов, или 11 копеек, забирает себе энергосбытовая компания – гарантирующий поставщик (в Мурманске это «КРЭС»). И около 2 процентов, примерно 6 копеек, – компания, которая работает на оптовом рынке, закупает там энергию. В нашем случае – это «Колэнергосбыт».

Итого получается примерно 2 рубля 47 копеек. А где же еще 21 копейка, ведь тариф для организаций 2 рубля 68,59? 21 копейка – это как раз и есть та сумма, которую предприятия и организации «доплачивают» за население с каждого потребленного киловатта.

Причем на самом деле доплата даже больше. Потому что тот же «КРЭС» гораздо больше сил и времени тратит на обслуживание населения, а сбытовая надбавка у него одинаковая, как для граждан, так и для предприятий и организаций. А ведь сбытовики могли бы ее и снизить, если бы обслуживали только предприятия.

Что мы получили в итоге? Львиная доля в тарифе – это стоимость самой электроэнергии, стоимость ее передачи по сетям, и компенсация убытков по населению. В совокупности эти три составляющие «стоят» более 2 рублей 50 копеек. Причем большая часть от этой суммы поступает в сетевые компании. Не беремся судить, насколько оправдан этот подход, но вообще-то именно сетевые компании несут основные расходы по обеспечению энергоснабжения предприятий и граждан. Особенно на сетях низкого напряжения. Эти сети в совсем еще недалеком прошлом были просто в ужасающем состоянии. И для приведения их хотя бы в относительный порядок потребуется еще много сил, времени и денег.

К слову сказать, тарифы для предприятий, получающих энергию по сетям высокого напряжения (в основном это наши промышленные гиганты), гораздо более низкие. Они ниже даже, чем тарифы для населения. И причина здесь как раз в том, что для обслуживания и содержания «высоковольток» требуется гораздо меньше усилий и средств. Плюс: передача энергии по сетям высокого напряжения идет с гораздо меньшими потерями.

Перспективы

Что нас ждет в дальнейшем? Понятно, что тарифы будут выравниваться. Причем для населения – только в сторону увеличения. Ведь тот факт, что сейчас предприятия и организации доплачивают за жителей, вряд ли можно расценивать как положительный. С одной стороны, нам это вроде бы выгодно – мы платим поменьше. Но, с другой стороны – тот же магазин свои расходы на электроэнергию всегда закладывает в стоимость товара. То есть в цене каждого купленного нами в магазине батона хлеба или пакета молока всегда есть несколько «энергетических копеечек», которые мы вроде бы «сэкономили» при расчетах за потребленную нами дома электроэнергию. А если учесть, что и хлебозавод, и молочный завод тоже платят за киловатт-часы дороже, чем мы с вами, и закладывают эти затраты в стоимость своей продукции, то таких «копеечек» в цене буханки хлеба или пакета молока может набраться на рубль, а то и больше.

В принципе, в средней полосе России тарифы для населения в районе 2-х рублей и выше за киловатт-час – давно уже не новость. Так что нам есть еще куда «расти» в отрицательном смысле этого слова. А в соответствии с концепцией реформы электроэнергетики тарифы в отдельных зонах (например, в зоне «Северо-Запад России») в будущем должны быть выравнены, как между разными регионами, так и между разными потребителями. То есть через несколько лет стоимость киловатт-часа для магазина в Новгородской области, для магазина в Мурманской области, для жителей Мурманской области и для жителей Архангельской области везде будет одинаковой.

Дмитрий ПЕТУХОВ
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter