Пригласить к себе в Норвегию российских друзей, оказывается, не так-то просто. Норвежцам, желающим пригласить русских в частном порядке, необходимо заполнить новую форму с 41 вопросом, касающимся самых мелких личных деталей отношений с приглашаемой стороной.
Пока норвежский министр иностранных дел говорит об усилиях по упрощению визовых процедур для российских граждан, Директорат иммиграции ввёл новую, значительно расширенную форму приглашения, в которую требуется вносить очень-очень личные детали.
Новая форма должна заполняться частными лицами, желающими пригласить российских граждан в Норвегию.
Как сообщил в интервью BarentsObserverу Гуннар Сэтра, норвежец, имеющих множество друзей в России, в новой форме содержатся такие вопросы, что можно подумать, будто их взяли в архивах КГБ и перевели на норвежский.
Чтобы пригласить кого-то из России, требуется предоставить информацию о своём работодателе и сроке работы. Обязательно приложение последнего налогового сертификата и как минимум одной свежей справки о заработной плате.
Необходимо указать, где будет жить приглашаемое лицо во время визита в Норвегию - у вас ли дома, в другом ли месте. Указываются имена других людей, которых может посетить приглашаемый, и места, в которых он может побывать.
Далее вы должны указать, какие отношения вас связывают с этим человеком - друг ли это, знакомый, возлюбленный (-ая), ещё кто-нибудь. Требуется информация о том, почему же вы его приглашаете и что (в деталях) он будет делать в Норвегии.
На этом форма не заканчивается. Где, когда, как вы познакомились с приглашаемым и как давно вы его знаете? О том, когда и где вы познакомились, иммиграционные власти требуют от вас особых подробностей. Требуется приложить копии штампов в паспорте, чтобы подтвердить, что в указанные дни вы точно были в России.
Но и это ещё не всё; далее от вас требуют информацию о семейном положении приглашаемого и месте жительства его супруги (-а) и детей. Наконец, вы должны заполнить строку о том, что приглашаемое вами лицо собирается делать после отъезда.
В общей сложности, прежде поставить свою подпись и идти в полицию за их подписью и печатью, придётся ответить на 41 вопрос.
Завизировав форму в полиции, её нужно отправить тому, кого вы приглашаете, чтоб он или она могли присовокупить её к своему визовому заявлению, подаваемому в консульский отдел посольства Норвегии в Москве или в Генеральные консульства в Мурманские и Петербурге.
Гуннару Сэтре пришлось познакомиться с новой формой, когда он решил пригласить ряд друзей из России к себе на 50-летие, которое будет праздновать этой осенью. Более 20 лет он активно путешествовал по российской части Баренцрегиона по работе и частным образом, несколько лет проучился в Архангельском Поморском университете.
- Задавать такие вопросы - недемократично. Большинство из этих вопросов не имеет отношения к пребыванию человека в Норвегии, а спрашивают о таких вещах, которые, с моей точки зрения, за рамками того, чем позволено интересоваться иммиграционным властям, - говорит Гуннар Сэтра в интервью BarentsObserverу.
- Один из тех, кого я хочу пригласить, - мой коллега, которого я знаю больше 20 лет. Мы путешествовали по российскому Северо-Западу несколько раз, но я не помню точных дат. И что же, мне писать во всех подробностях о том, в каких деревнях и в каких вообще местах мы вместе побывали?
- Где я возьму копии штампов из старых паспортов, они давно недействительны. В полиции не говорили мне хранить старые паспорта, - продолжает он, задаваясь вопросом, на каких вообще правилах основана новая форма приглашения.
- Те, кто работает над развитием добрососедских отношений в Баренцрегионе, должны сгорать от стыда при виде таких вот форм, состряпанных бюрократами для простых людей.
Ещё один энтузиаст Баренцрегиона, шокированный нововведениями норвежских иммиграционных властей, - глава Баренцсекретариата Рюне Рафаэльсен.
- Эта бумага говорит о том, что Норвегия идёт в будущее спиной вперёд, - говорит он. - Раздутая форма приглашения демонстрирует, что Норвегия делает прямо противоположное тому, о чём говорили президент Медведев и премьер Столтенберг на апрельской встрече в Осло, - а говорили они о том, как облегчить пересечение норвежско-российской границы для простых людей. Вместо такого Норвегии нужно делать всё, что только можно для того, чтоб в Баренцрегионе русским было легче ездить в Норвегию.
На словах такую точку зрения разделяет и норвежский министр иностранных дел Йонас Гар Стёре. Выступая в 2006 году перед студентами МГУ, Стёре сказал:
- В то время, когда норвежцы могут путешествовать в большинство из стран без визы, парадокс в том, что нам нужна виза, чтобы пересечь собственную границу на севере, как и вам, чтобы пересечь границу к нам. Перспективная цель заключается в том, чтобы полностью отменить визы. А пока мы должны сделать всё от нас зависящее - и на норвежской, и на российской стороне, - чтобы визовые процедуры стали как можно проще и удобнее