Уже несколько министров побывали в Стурскуге, где слышали от путешественников и пограничников о крайней необходимости строительства нового КПП для повышения качества контроля и сокращения времени пересечения границы.
В этом году Barents Observer общался с министрами юстиции, иностранных дел и транспорта, и все они заявляли о том, что видят необходимость в новом КПП.
Однако в проекте бюджета нв 2018 год, представленном правительством во вторник, на Стурскуг денег нет. Нет там и каких-либо обещаний на выделение финансирования на болле позднем этапе.
Начальник полиции губернии Финнмарк Эллен Катрине Хэтта сказала Barents Observer, что она разочарована. В Норвегии за контроль на границе отвечает полиция.
Количество пересечений норвежско-российской границы выросло за этот год уже почти на 15 процентов. Также Норвегия вложила около 830 миллинов крон (88 миллионов евро) в строительство нового участка дороги, 700-метрового туннеля и 200-метрового моста, чтобы сделать дорогу между Киркенесом и Мурманском быстрее и безопаснее. На российской стороне новая дорога гораздо длиннее и вложено в нее намного больше.
«Я понимаю, что хорошие рабочие условия необходимы. Учитывая, что движение растёт, нетрудно осознать такую необходимость», – говорил министр юстиции Пер-Вилли Амундсен Barents Observerу после экскурсии и рассказа об имеющихся проблемах несколько месяцев назад.
Существующее здание пограничного и таможенного контроля в Стурскуге было построено в начале 1990-х, и рассчитано на 120 тысяч пересений в год. К концу сентября границу пересекло уже около 195 тысяч человек, и ожидается, что к концу года это число вырастет до 270 тысяч.
Несколько лет назад на КПП было открыто по два дополнительных окна в каждом направлении, но очередей не убавилось. Особенно это заметно по субботам, когда россияне приезжают за покупками в приграничный норвежский Киркенес.
Пресс-секретарь Министерства иностранных дел Гюри Сулберг сказала Barents Observer, что за это отвечает Министерство юстиции. Однако Министерство юстиции до сих пор не ответило на вопрос о том, почему в бюджете на следующий год не заложены деньги на Стурскуг.
Ещё в 2012 году Постоянный комитет по иностранным делам норвежского парламента указал на потребность в новом пункте пропуска. С тех пор написаны горы документов и экономических обоснований, но до выделения средств на новые здания и автомобильные полосы так и не дошло.
В государственном бюджете Министерство юстиции заявляет о том, что будет ждать развития событий на российской стороне.
“Вопрос строительства нового КПП на границе следует рассматривать после прояснения ситуации с созданием нового КПП на российской стороне. Министерство юстиции находится в диалоге по этому вопросу с российскими властями, но пока не получило каких-либо разъяснений”.
Министерство заявляет, что будет информировать Парламент о возможном развитии событий.
Россия также планирует модернизировать пункт пропуска Борисоглебск, расположенный в нескольких сотнях метров от Стурскуга.
С целью, как это подавалось, повышения безопасности на границе, осенью 2016 года на норвежской стороне был построен новый 200-метровый забор из стальной сетки высотой три метра.
В приграничном Киркенесе к забору отнеслись с юмором, как к чисто символическому, поскольку потенциальные нарушители могут его запросто обойти. В правительстве заявили, что забор необходим для сдерживания потока беженцев, рвущихся в страну. С 30 ноября 2015 года через Стурскуг из России в Норвегию не прошло ни единого просителя убежища.
Протяжённость сухопутной границы между Норвегией и Россией составляет 196 километров.