В Москве завершилась российско-норвежская конференция "Разработка нефтегазовых месторождений в Apктике и регионах с холодным климатом".
Финалом стали переговоры министра промышленности и энергетики РФ Виктора Христенко с министром нефтяной промышленности и энергетики Норвегии Оддом Рогером Эноксеном. Норвежская сторона презентовала в России весь свой опыт по разработке газовых месторождений в тяжелых арктических условиях. Цель прозрачна: норвежские компании, активно поддержанные своим правительством, намерены стать ведущими иностранными участниками разработки Штокмановского месторождения в Баренцевом море. Пока они фигурируют в планах "Газпрома" лишь как одни из претендентов.
Штокмановское месторождение громадно (3,2 триллиона кубов - это больше, чем весь объем газа, добытый Норвегией за всю свою историю. У России почти нет опыта работы на шельфе, да еще в Арктике. Именно поэтому "Газпром" изначально планировал разрабатывать месторождение, привлекая иностранцев, на условиях Соглашения о разделе продукции (СРП).
"Газпром" рассматривает заявки четырех претендентов: Total из Франции, Chevron и ConocoPhillips из США, а также Нуdro и Statoil из Норвегии. На стороне США тот факт, что часть газа Россия намерена поставлять в США, на стороне Норвегии - арктический опыт, которым та и постаралась блеснуть в Москве. Вроде бы получилось. По словам регионального управляющего в России Норвежского нефтегазового партнерства INTSOK Bладимира Ряшина, на встрече г-на Эноксена с главой "Газпрома" Алексеем Миллером стороны достигли принципиального согласия об обмене активами между "Газпромом" и обеими норвежскими компаниями (кстати, тоже государственными). Аналитики отмечают, что такой обмен "Газпрому" более выгоден, чем прямые инвестиции: российский газовый монополист получает еще один путь на Запад.
Евгений АРСЮХИН.