Людям приходятся все дольше ждать своей очереди, чтобы пройти паспортный и таможенный контроль, в связи с тем, что объемы движения между Россией и Норвегией теперь в два раза превышает пропускную способность устаревшего пограничного пункта. Начальник полиции Восточного Финнмарка Эллен Катрине Хетта призывает выделить финансирование на расширение инфраструктуры.
Это обычное субботнее утро на самом северном в Европе пограничном пропускном пункте с Россией. В основном границу пересекают жители Кольского полуострова, которые едут за покупками или навестить своих друзей в Норвегии.
Дни Холодной войны и недоверия остались в прошлом. Личные контакты нормализовали отношения по обе стороны от границы.
Очередь частных автомобилей отражает рост финансового благосостояния в Мурманской области. В очереди также много микроавтобусов, которые везут пассажиров в Киркенес в аэропорт или на однодневный шопинг-тур в центр города.
Планы по расширению пограничного пропускного пункта существуют уже не один год. Однако несмотря на резкое увеличение автодвижения через границу, на пункте Стурскуг мало что изменилось, если не считать открытие двух новых окон паспортного контроля.
«Нам нужно поторопиться», объясняет Эллен Катрине Хетта, начальник полиции, в чьей юрисдикции находится также пограничный контроль, для BarentsObserver. «Существующий КПП в Стурскуге был построен в начале 1990-х, его пропускная способность рассчитана на 150 000 переходов границы ежегодно. В этом году мы ожидаем, что поток вырастет до 300 000 человек».
По словам Эллен Катрине Хетта, «с паспортным контролем дела обстоят не так плохо, как с контролем автотранспорта. Для прохождения паспортного контроля на КПП есть несколько окон внутри помещения, к которым выстраивается очередь. Проблему представляет досмотр и контроль автотранспорта снаружи. Если движение еще увеличится, мы рискуем выпустить ситуацию из-под контроля».