Если в арктических районах Северной Америки и Европы наблюдается высокое и при постепенно растущее содержание ртути в рыбе, в российских северных реках ситуация прямо противоположная, выявило новое исследование.
Группа учёных из США, России и Канады провела сравнение содержания ртути в организме налима (Lota lota), выловленного в 20 районах на норвежско-российской пограничной реке Паз, на реке Маккензи в Канаде и на Мезени и Лене на севере России.
Лена – восточная из трёх великих сибирских рек, впадающих в Северный Ледовитый океан. Мезень протекает на территории Республики Коми и Архангельской области и впадает в Белое море.
Десятилетия исследований в Норвегии и Канаде фиксируют высокий и уже небезопасный уровень содержания ртути в рыбе, но дальнейшее понимание ситуации затруднялось отсутствием подобных исследований в России. Группа установила, что налима из двух российских рек можно безбоязненно употреблять в пищу.
Также выяснилось, что содержание ртути в тканях налима в Мезени и Лене снижалось со скоростью 2,3% в год, тогда как в бассейне Маккензи примерно в тот же период оно нарастало со скоростью от 2,2% до 1,5% в год.
В атмосферу ртуть выбрасывается, главным образом, горно-металлургическими предприятиями. При некоторых условиях в водной среде ртуть образует метилртуть, усваиваемую живыми организмами. До 1970-х поступление ртути в атмосферу росло из-за промышленных выбросов в Европе и Северной Америке, но затем было взято здесь под контроль. Теперь основным поставщиком атмосферной ртути стала Азия, пишет газета.
Высокий уровень ртути в Паз-реке объясняется наличием металлургических предприятий в Мурманской области, в том числе непосредственно в бассейне реки. В бассейне Лены и Мезени снижение интенсивности загрязнения связано с экономическим спадом в этом районе.
Дополнительным фактором послужило изменение климата. В канадской Арктике содержание ртути в тканях налима росло вопреки снижению атмосферной концентрации из-за того, что повышение температуры, судя по всему, повышает усваиваемость ртути.