В среду в Швеции после нескольких лет планирования приступили к сносу и переносу арктического города Кируны.
Кируна, расположенная далеко за Полярным кругом, не только самый северный муниципалитет Швеции, по занимаемой площади – почти 21000 кв. км – это самый большой город (или муниципалитет) в мире.
Кируна живёт за счёт рудника LKAB, и по иронии, он же в буквальном смысле загоняет её в могилу. Несколько лет назад в LKAB сообщили, что для продолжения работы рудник должен пройти под самым центром города, что несёт риск провала и обрушения зданий.
Горнодобывающая компания выделяет около 12 млрд. крон на перенос целого города, то есть 3000 домашних хозяйств и множества зданий различного назначения. В среду под ударами стальной бабы обрушились первые дома, расположенные ближе всего к новым участкам рудника.
«Это словно похороны, – говорит в интервью новостям шведского телевидения Карл-Юхан Меки, проживший здесь 37 лет. – Выглядит жутко».
Но с другой стороны, отмечает он, он с удовольствием въедет в новенькие апартаменты, построенные LKAB для его семьи всего в нескольких сотнях метров. И коль скоро он сам работает на LKAB, он не возражает, просто говорит, что надо принять неизбежное.
И большинство жителей Кируны показывают аналогичное отношение. Ханс Стернлунд, освещавший планы переноса для новостей шведского телевидения на протяжении десятилетия, напоминает, что 30 лет назад считалось, что будущего у рудника вообще нет, и сам факт, что эксплуатация рудника продолжается, означает, что город будет жить.
Церковь, построенную сто лет назад, разбирают и переносят. Но есть сожаления, что так же не поступили с исторической ратушей.
«Это было бы невозможно, – говорит Ханс Стернлунд. – Здание 50 на 50 метров в плане, и для его переноса пришлось бы построить дорогу шириной в 70 метров».
Так что взамен возводится новое здание.
Начавшиеся на этой неделе работы по сносу – только первый шаг, говорит городской управляющий Петер Ниеми в интервью новостям шведского радио: «Основная часть новой городской площади и делового района будет готова в 2019 году, если всё пойдёт по плану. Но вот что мы усвоили в градостроительстве, это что нужна гибкость. В худшем случае будет отсрочка до двух лет».