Артиллеристы Северного флота, которые находятся сейчас в летних лагерях на полуострове Средний, успешно отстрелялись по условному противнику. В стрельбах участвовали гаубичный самоходно-артиллерийский дивизион и противотанковая батарея 61-й отдельной Киркенесской Краснознаменной бригады морской пехоты.
Как рассказал начальник отдела ракетных войск и артиллерии управления береговых войск Северного флота подполковник Рустам Санжапов, в стрельбах участвовали 12 орудий 2С1 "Гвоздика" калибра 120 миллиметров, расчеты противотанковых управляемых ракет ПТУР и взвод СПГ-9 "Копье" - станковых противотанковых гранатометов, пробивающих 300-миллиметровую броню.
Согласно "легенде" учений, "противник высадился на морское побережье. Артиллеристы получили задачу поддержать огнем действия батальона морской пехоты, который "отбивал" эту атаку. Стрельбу начали самоходные "Гвоздики", которые скрытно расположились в небольшой ложбине примерно в трех километрах от берега.
Цели оттуда не видно, но не видит артиллерию и противник. Тем не менее, оттуда можно бить точно в цель, поскольку с командно-наблюдательного пункта артиллерийским расчетам переданы координаты для наведения орудий. Через 5-6 секунд после залпа на побережье встали бело-серые султаны разрывов - попадание есть, побережье накрыто.
- Теперь - противоогневой маневр, - рассказывает начальник артиллерии 61-й бригады морской пехоты Северного флота подполковник Сергей Чуваков. - После двух-трех залпов батарея должна поменять позиции, иначе противник может ее накрыть ответным залпом. Сегодня технические средства обнаружения батарей так развиты, что пока твои снаряды еще летят к цели, противник может просчитать их траекторию, определить твое местоположение и сделать ответный залп. Смена позиции хотя бы на 200-300 метров - это вопрос жизни и смерти.
По словам подполковника, флотские артиллеристы отстрелялись на "хорошо" и "отлично", не подвели ни люди, ни техника. После стрельб морпехи-артиллеристы отправляются на обед, в свой лагерь, который находится в заброшенном поселке Земляное, почти в самом центре Среднего. Там аккуратными рядами стоят несколько армейских палаток, в которых живут около 250 военнослужащих, около 200 человек из которых - матросы-срочники.
Одна палатка рассчитана на 40 человек, ее установка занимает около часа. Внутри - идеальный порядок. Аккуратные металлические двухъярусные нары, на которых расстелены зеленые спальные мешки, между нарами - вешалка для бушлатов. Перед входом стоит небольшая металлическая печка, которую топят прессованными древесными брикетами. Но сейчас в печке необходимости нет - уже несколько дней стоит теплая и почти безветренная погода, температура воздуха перевалила за двадцать градусов. На самодельных полках расставлены аккуратные сумки-несессеры.
Тех, кто привык к суровому армейскому быту времен 90-х годов, их содержимое очень удивит. В несессерах все гигиенические принадлежности, необходимые для того, чтобы в походных условиях чувствовать себя как можно комфортнее: бритва, маленькое зеркальце, зубная щетка, паста, кремы для рук и ног, гель для бритья и гель после бритья и даже гель для стирки. Все эти наборы призывники получили еще в военкомате. По словам офицеров, содержимого такого несессера призывнику хватает до конца его годичной службы.
В лагере почти никого, морпехи-артиллеристы еще не успели вернуться со стрельб. Но скоро обед, поэтому в походной кухне хлопочет матрос-повар Александр Вдовиченко.
- Сегодня на первое щи, - рассказывает он. - На второе - перловка с тушенкой и чай.
Питаться матросы будут не в палатках, а под специальными дощатыми навесами, где на уровне груди приколочена широкая доска для еды стоя. Условия вполне комфортные - можно спокойно пообедать на свежем воздухе, не боясь ни дождя, ни ветра.
Лагерные сборы длятся два месяца - с начала августа по начало октября. Бойцы едут на них с охотой, поскольку после скучного казарменного быта выезд на полуостров Средний с его прекрасной природой и возможность научиться стрелять боевыми снарядами - отличное развлечение. Отдельное удовольствие - прекрасная полевая баня, в которой можно отлично попариться после ратных трудов на свежем воздухе.
Есть и свободное время - например, в воскресенье можно сыграть в футбол на поле, которое матросы собственноручно расчистили от кустов еще в начале сборов. Чтобы разнообразить меню, можно прогуляться по окрестностям за грибами и ягодами. Кроме того, по выходным практикуются выезды по местам боевой славы.
Совсем неподалеку от лагеря - знаменитая гора Муста-Тунтури, за которую три года бились советские стрелки и немецкие горные егери. "Выражение "земля пополам с железом" для Муста-Тунтури - отнюдь не преувеличение. Собственно, все побережье Среднего изрыто старыми позициями советского противодесанта и усыпано осколками немецких снарядов. Более 50 тысяч человек здесь ждали возможной атаки немцев и усиленно обстреливались ими из орудий.
- Матросы прибывают к нам и из Мурманска, и из других российских регионов, - добавляет Сергей Чуваков. - Удивительно, но нынешнее поколение часто не выбирается за пределы города. Большинство мурманчан, которые служат у нас, никогда не бывали в этих местах и очень удивлены тем, какая красивая здесь природа.
К жизни в поле современная молодежь тоже приспособлена мало, их приходится объяснять, как развести огонь, как обустроить себе ночлег. Но в конце лагерного сбора матросы все это умеют и готовы выполнять боевые задачи