Недра земли Кольской богаты минералами и полезными ископаемыми. Об этом пишут в литературе, об этом рассказывают в школьной программе. В регионе есть месторождения апатито-нефелиновые руд, железа, никеля, редкоземельных металлов. Не так давно наша съемочная группа побывала в месте, где раньше добывали слюду.
Поселок – призрак. Именно так сейчас принято называть небольшие населенные пункты, которые ранее жили, развивались и впоследствии по ряду причин прекратили существование. К таким поселкам можно отнести Неблогорский.
В середине прошлого столетия в районе горы Небло при проведении геологической съемки выявили жилы со слюдой, так называемым мусковитом. Разработкой его здесь и занимались. В декабре 1946 года, согласно исторической справке, в Неблогорском уже проживало около двухсот человек. В основном это были геологи разведчики и их семьи. Добыча ископаемого же началась в конце 60-х.
Слюду добывали в штольнях - горных выработках с небольшим уклоном. Именно здесь велись работы. Свидетели этого предупреждающие таблички, сгнившие деревянные укрепления и рельсы, по которым когда-то ездили вагонетки. Большинство предметов представляющих ценность, по-видимому, отсюда вывезли. Часть оказалась на нижнем ярусе, который затоплен водой.
Картина вокруг жутковатая. Кажется, что у многокилометровых тоннелей нет ни конца, ни начала. Выключаешь свет фонарей и оказываешься в кромешной тьме. Заблудится человеку, незнающему как здесь ориентироваться, не проблема. Поэтому, чтобы не потеряться, проводник оставлял специальные маячки.
Жительница Кандалакши Оксана Иванова была здесь на экскурсии. Говорит, жизнь здесь не кипела, но поселок работал и давал Советскому Союзу и другим странам полезное ископаемое под названием слюда.
Слюда представляют собой прозрачный материал со слоистой структурой. В качестве электрической изоляции использовалось два вида минеральных слюд - флогопит и мусковит.
В конце 80-х рудники закрылись в Ковдорском районе, в Чупе и Тедино. Неблогорский полностью законсервировали в середине девяностых. Взорвали мост через реку Канда, дабы перекрыть путь металлистам. Теперь о прошлом Неблогорского напоминают лишь развалины бараков. Жить здесь вряд ли кто-нибудь и когда-нибудь будет