Расследования и скандалы, связанные со злоупотреблениями в сфере госзакупок, - лакомый материал для любого СМИ. Такие новости разлетаются молниеносно, будоражат общественное мнение и активно обсуждаются. Спора нет, каждый выявленный случай - будь то заслуга государственного контроля или общественного - зачет в копилку борьбы с манипуляциями в расходовании казенных средств. Но бывает, что «души прекрасные порывы» оказываются просто инструментом борьбы в чьем-то конфликте.
Благими намерениями...
Как известно, система госзакупок - электронная, так что при желании любой пользователь Интернета имеет возможность узнать, что именно и по какой цене выставляется на торги. Все оповещения о проводимых аукционах на определение поставщика услуг, товаров для государственных и муниципальных нужд в обязательном порядке размещаются на официальном федеральном сайте
www.zakupki.gov.ru.
Кстати, там же можно почерпнуть и информацию о несостоявшихся аукционах и торгах. Правда, чтобы разобраться в этом, нужно по крайней мере иметь представление о технологии госзакупок. В противном случае недостаток знаний в сочетании со стремлением непременно найти «криминал» даже там, где его нет, может обернуться надуманными выводами.
Подобный сигнал был недавно подан в отношении госзакупок лекарств в Мурманской области. Один из интернет-ресурсов разместил сообщение в стиле разоблачения. Речь шла об аукционах, проведенных в регионе на поставку препаратов для льготников. Автор скандальной публикации явно намекал на махинации областного минздрава при заключении госконтракта с поставщиками лекарственных средств.
Коллеги по виртуальному цеху моментально растиражировали горячую новость со ссылкой на первоисточник - интернет-проект «ХибИнформБюро», принадлежащий, к слову, частному лицу. При этом эксперт в освещаемом вопросе, на слова которого ссылается правдоискатель, представлен весьма скромно - «человек, знакомый с процессом госзакупок». Сомнения в правдивости приведенных фактов и правомерности выводов, которые делает автор, усиливаются после собственного признания знатока: «Не знаю точно, что там произошло…»
А произошло вот что. Комитетом государственных закупок Мурманской области в 2014 году проводилась процедура определения поставщика для нужд министерства здравоохранения области. Проходил аукцион в электронной форме. На торги был выставлен контракт на поставку льготных препаратов для населения Мурманска на сумму свыше 186 миллионов рублей (первоначальная максимальная цена). В ходе торгов она была снижена до 179 миллионов, но аукцион был признан несостоявшимся. При повторном проведении торгов контракт был заключен уже на 184,9 миллиона рублей. Что же помешало заключить более выгодный контракт? За комментарием мы обратились к министру здравоохранения Мурманской области
Валерию Перетрухину.
Почему сорвался выгодный контракт
- В октябре 2014 года министерство в рамках федерального закона № 44 готовило документацию для аукциона на определение поставщика услуги по обеспечению льготных категорий граждан города Мурманска, - сообщил министр. - Хочу подчеркнуть, что минздрав не проводит аукционы. Это дело областного комитета госзакупок. А наша обязанность - подготовить обоснование цены, спецификацию и т. д., то есть предоставить всю необходимую документацию и передать в комитет. И прежде чем объявить аукцион, там ее тщательно проверяют на соответствие действующим требованиям законодательства.
Скажем пару слов о самом аукционе. Извещение о его проведении было опубликовано 17 ноября 2014 года на сайте
www.zakupki.gov.ru, который мы уже упоминали. На участие в аукционе было подано две заявки, но на торги вышел только один участник - ООО «Фармация Заполярья». Его предложение было, как принято говорить у специалистов, с шагом в четыре процента от максимальной цены заказчика, что позволяло заключить контракт на 179 миллионов рублей.
Такая цена давала ощутимую экономию бюджетных средств. Но комитет государственного и финансового контроля Мурманской области, следуя букве закона, был вынужден отказать в заключении контракта. Аукцион был признан несостоявшимся по той причине, что участник в нем был только один. Пришлось проводить его повторно. Но в декабре участники торгов смогли снизить заявленную цену только на один процент, и контракт был заключен на 184,9 миллиона рублей. Что это - жадность фармбизнеса? Давайте разберемся.
Многие читатели, вероятно, знают, что 90 процентов льготных препаратов входят в Перечень жизненно важных и необходимых лекарств (ЖВНЛ). Цены на них устанавливает и регулирует государство. Поэтому ни один из поставщиков не может самовольно ее увеличить. Снизить - пожалуйста.
- Цены на препараты, которые не входят в Перечень ЖВНЛ, мы, естественно, мониторим, - поясняет
Валерий Перетрухин. - Сравниваем их с ценами у оптовиков в других регионах, а также с ценами на лекарственные препараты ранее заключенных контрактов 2014 года. То есть прежде чем объявить аукцион, обязательно проводится тщательный анализ ситуации. Хочу напомнить, что в ноябре в стране уже начался экономический кризис.
Стали возникать большие проблемы с поставками лекарств - импортные не ввозили в страну из-за неопределенного курса валюты. Многие российские фармзаводы даже перестали отпускать продукцию. В декабре финансовая ситуация была уже настолько «аховая», что трудно было даже найти желающих участвовать в торгах. И нас больше всего тревожило то, что повторный аукцион вообще мог не состояться. Но с этой ситуацией удалось справиться. Было подано три заявки, на торги вышли два участника - муниципальное предприятие «Фармация Мурманска» и ООО «Фармация Заполярья». Учитывая, что начальная (максимальная) цена контракта была обоснована ценами октября, министерство заключило контракт с ООО «Фармация Заполярья» на выгодных условиях. Потому что с начала 2015 года лекарства поставляются по прошлогодним ценам, что на 40-50 процентов ниже сложившихся в нынешнем году.
С лица воду не пить
По мнению «разоблачителей», несолидно для фармкомпании, получившей госзаказ, иметь столь скромное помещение под офис, зарегистрированный в квартире, - 184 миллиона как-никак получила. Да и соседство не очень - конторы предприятий-банкротов.
- При чем тут вообще другие фирмы, зарегистрированные по соседству? - недоумевает глава областного минздрава. - И какой толк в фешенебельном офисе, это ведь не дает гарантий надежности. Главный критерий - может ли фармкомпания исполнять обязательства в соответствии с заключенным контрактом. И заметьте: за последние три года у нас впервые нет проблем с лекарствами.
К участнику аукциона предъявляются два требования - предприятие должно отсутствовать в реестре недобросовестных поставщиков и иметь действующую лицензию на фармдеятельность на территории Мурманской области. Управление по лицензированию - это структура минздрава, и могу заверить, что получить такую лицензию очень непросто.
Предприятие подлежит доскональной проверке - все документы; склады и аптеки этой сети; трудовые книжки работников, чтобы быть в курсе их образовательного уровня, предыдущих мест работы. Офис компании в данном случае интереса вообще не представляет. Никто не ходит проверять, где он расположен, когда образовалась компания - предприятие, участвующее в аукционе, может быть зарегистрировано хоть вчера - и каков ее уставный капитал. Этих требований нет ни в конкурсной документации, ни в реестре требований к аукционам.
Любители мутить воду
И о расчетах. Как заверил
Валерий Перетрухин, поставщик никакой предоплаты не получает. Такова методика работы единой информационной системы обеспечения льготников лекарствами. Программа просто не даст сделать лишний шаг. Все строго по схеме: заявки медучреждений, рецепты для конкретных больных, выдача аптекой препаратов. Чтобы поставщик получил деньги за выполненную работу, сначала аптека должна сформировать реестр отпущенных лекарств, в который вносятся рецепты. После этого министерство проводит их экспертизу: действительно ли человеку отпустили лекарство по льготе и соответствует ли его цена той, которая значится в контракте. Только после этого происходит расчет. К слову, экспертиза может длиться от двух до трех месяцев. Другими словами, компания, вкладывая свои средства в закупку лекарств, которые выдает бесплатно, должна рассчитывать, что деньги за эти препараты она получит нескоро.
- Это ведь не коммерческая продажа, где продал - и тут же получил деньги, - заметил
Валерий Перетрухин. - Поэтому многие из тех предприятий, которые хотели бы участвовать в торгах, на это не идут.
- А «Фармация Апатиты» выходила на аукционы? - поинтересовалась корреспондент «Мурманского вестника».
- Ни разу не участвовала, - последовал лаконичный ответ. - К слову, вызывает удивление, что мурманский контракт в материале «ХибИнформБюро» был применен к Апатитам.
Думаю, что шумиха началась из-за того, что компании, заключившие госконтракты, по которым поставляют лекарства по ценам прошлого года, стараются минимизировать свои риски и идут на то, чтобы отпуск препаратов осуществлять через свою аптечную сеть. И когда «Фармация Заполярья» открыла в Апатитах свою аптеку, тут и началось: минздрав, мол, уничтожает местное предприятие.
А оно хоть и муниципальное, но лекарства продает всегда дороже, чем аптеки оптовых поставщиков. Потому что в его схеме работы много посредников, и каждый накручивает свою наценку. Еще и население, и администрацию Апатитов небылицами будоражат, дескать, закроются они, а льготой никто заниматься не будет. Так дело в том, что они этим никогда и не занимались! Хоть бы раз в аукционе поучаствовали, мы бы только рады были! Не хотят. Потому что понимают: если работать в системе, в которой реализуются госконтракты минздрава, нужно сначала миллионов 100 своих вложить в приобретение лекарственных препаратов и на зарплату сотрудников, которые они смогут вернуть не ранее чем через полгода. Так что все обвинения в адрес министерства абсолютно безосновательны, - поставил точку в беседе министр здравоохранения области.