Ситуация, связанная с мэром Апатитов Михаилом Антроповым и главой городского поселения Никель Владимиром Маруженко, довольно продолжительное время давала повод разговорам и слухам среди населения. Журналисты, свою очередь, получали информационный повод для репортажей. А сторонники того же Антропова (члены партии КПРФ) - возможность заявить о себе в СМИ. Сложилось впечатление, что «партийцы» обрадовались подаренной прокуратурой возможности что-то пообсуждать на страницах газет и в пикетах.
Во вчерашнем номере «Мурманского вестника» первый заместитель губернатора Сергей Смитюшенко высказал свое мнение о сложившейся ситуации. Сегодня он рассказал об этом более подробно.
Так что же, по мнению областной власти, происходит в реальности?
- С точки зрения правительства и нашего губернатора, лишь во вторую очередь речь идет о персоналиях, - сказал Сергей Александрович. - Глава администрации - это не победитель «Конкурса красоты», который после победы почивает на лаврах и получает гонорары за публикацию своей физиономии на страницах газет. Глава администрации - это человек, добровольно взявший на себя обязанность выполнять важную для людей работу. Можно за эту работу получать ордена и медали, аплодисменты, благодарность народа, если она выполняется хорошо. При этом каждый претендент на должность главы должен понимать перспективу круглосуточного труда. И всю степень ответственности, если работа делается плохо.
В каждом районе и городе области накопилось много проблем. Нет необходимости их подробно описывать, они известны каждому жителю края. Любая из этих проблем - следствие тех или иных недоработок конкретных должностных лиц. Как на муниципальном уровне, так и в областном правительстве. Новый губернатор очень внимательно анализирует все недостатки. И цель этого - не предъявление претензий, а составление программы по наведению порядка в тех секторах, районах, городах, где это необходимо. Естественно, что параллельно оцениваются способности и желание должностных лиц выполнять возложенную на них большую и сложную работу, как по устранению недостатков, так и по дальнейшему развитию нашего областного хозяйства, с тем чтобы жизнь людей была комфортной. И в этом смысле они абсолютно равны, и в оценке каждого у нас абсолютно одинаковый, объективный подход.
Нас интересует не способность провозглашать красивые лозунги, а конкретное положение дел и оценка качества жизни в населенных пунктах самим населением. Губернатор утвердил план проверок муниципальных образований, чтобы повсеместно уточнить реальную картину и на этой основе составить программу, соответствующий практической работе. Была проведена проверка, в том числе и работы администрации города Апатиты. Мы не пиарили эти действия в СМИ, нам некогда и не нужно заниматься популизмом. Антропову было указано на «узкие» места в деятельности возглавляемой им администрации. Мы надеялись, что он понимает степень своей ответственности и недостатки устранит.
Но, как говориться, «цыплят по осени считают». А осень пришла, мы стоим на пороге зимы. Возникает вопрос: людям в Апатитах тепло? Журналисты на этот вопрос уже ответили многочисленными публикациями о, прямо скажем, злосчастном положении города. И кто за это должен отвечать? Наверное, не домохозяйка, учитель или врач городской больницы. Ведь из районного бюджета зарплату исправно получал Антропов и его подчиненные.
Дело в том, что по федеральному законодательству властные полномочия разграничены между областным правительством и муниципалитетами. Российские законодатели рассчитывали на эффективную работу демократичных институтов. Городского администратора назначает, контролирует и меняет соответствующий совет депутатов. И получается странная картина: в городе нарастают проблемы, недовольство жителей, которые избрали своих депутатов и сформировали совет, а тот не предъявляет спрос главе, которого сам же и назначил на эту работу. А губернатор и правительство области, несущие свою долю ответственности, не могут не реагировать на это положение властного безразличия.
Собственно, поэтому работники аппарата правительства, министры лично подключаются к этим проблемам и занимаются решением вопросов районного уровня.
Таким образом, вопрос об Антропове не связан с его партийной принадлежностью, а носит сугубо деловой, административно-управленческий характер.
Что касается уголовных дел и известных судебных решений, то правительство принимает эти факты к сведению, как лишь дополнительно характеризующие ответственное должностное лицо. Обвинения Антропову, на сколько я знаю, предъявлены за действия, совершенные в период, когда в области был другой губернатор. Закон обязателен для всех. И обеспечивают равенство перед законом следствие, прокуратура и суд. Они не зависимы, любое вмешательство в их работу тоже есть нарушение закона. Антропов, либо любой другой, не могут быть здесь исключением. И так как закон нарушен, за это надо отвечать. Как - это уже вопрос компетенции суда.
Ну, скажите, разве высшее должностное лицо области не может не волновать ситуация, когда глава администрации одного из крупных городов региона считает для себя позволительным пренебрегать законом? Здесь, на мой взгляд, компромисс не уместен. Достаточно один раз обойти закон, и мы начнем вновь ввергать страну в состояние беззакония. Тогда отсутствие горячей воды в трубах будет рассматриваться просто как недоразумение.
Поэтому новое областное руководство не вмешивается и не будет ни при каких обстоятельствах вмешиваться в работу контролирующих правоохранительных органов и судов. Тем более нам кажется несерьезным выносить подобные вопросы на уровень партийных собраний или публичных митингов.
Таким образом, исходя из оценки качества административного управления в Апатитах и состояния городского хозяйства, мы будем давать свою объективную оценку совместно с депутатами городского Совета, который, я убежден, не меньше губернатора переживает за то, как местные чиновники во главе с Антроповым выполняют свою повседневную работу.
- Лидер регионального отделения КПРФ обвиняет прокуратуру в том, что она использует уголовные дела, заведенные в отношении мэра Апатитов, как средство для увольнения Антропова с должности.
- Точка зрения депутата от КПРФ Сажинова - его субъективное право, и я не знаю, чем он руководствуется. Может быть, эта тема является способом напомнить о существовании КПРФ как таковой, может быть это ошибка в трактовке российского законодательства. А может быть это достаточно испытанный способ увода правонарушителя от возможной уголовной ответственности через публичное давление на следователей и судей. В демократичном обществе вообще считается и не законным, и не приличным обсуждать уголовный процесс и действия арбитров - судей, которым еще только предстоит выносить свой вердикт.
Областное правительство этим заниматься не будет. Мы не считаем для себя позволительным участвовать в подобного рода полемике. Еще раз повторяю: это решение суда мы будем воспринимать как данность, обязательную для исполнения. А вот выполнение обязанностей любым главой - это уже административно-хозяйственная работа, которую мы обязаны и будем контролировать и оценивать. Если региональные власти не будут заниматься проблемами муниципального звена, возникнет стопроцентное основание для обоснованной критики уже их.
Если следствие считает необходимым отстранить Антропова от занимаемой должности на период расследований уголовного дела, то право на такое решение ему предоставлено уголовно-процессуальным кодексом. А вот другой федеральный закон, регулирующий правовые отношения в сфере местного самоуправления, право оценивать качество работы глав администраций муниципальных образований и ставить вопрос об их удалении перед соответствующим Советом предоставил главе субъекта. Губернатор Мурманской области пока этим ни разу не воспользовался. Но это не значит, что не воспользуется.
Дело в том, что глава региона
Дмитрий Дмитриенко ориентирует все правительство на необходимость крайне обоснованных и взвешенных оценок в этом вопросе. Здесь все достаточно тонко. Когда ситуация в каком-то муниципалитете становится критической, значит, мы опоздали с принятием соответствующего кадрового решения.
Если руководитель районного звена работает, но в чем-то ошибся и при этом у него есть деловой потенциал, он понимает стоящие перед ним задачи и видит способы их решения, нет необходимости лишать его занимаемой должности и перекладывать накопившуюся ответственность на новое лицо. Именно поэтому право окончательного решения закон оставляет за советом, членам которого хорошо знакома ситуация в муниципалитете. В результате областная власть и местные советы выходят на согласованное коллегиальное решение.
Кстати, это глубокое заблуждение - думать, что после изменения в законе снизилась планка ответственности советов, и они могут теперь спокойно пребывать в ожидании инициативы со стороны губернатора. Но пока ни один из них, в том числе в Апатитах, не озаботился всерьез как городскими проблемами, так и оценкой действий того же Антропова, у которого, с сожалением надо признать, уже достаточно своеобразная репутация. Люди об этом человеке чаще вспоминают не потому, что он сделал нечто полезное для города, а в связи с теми или иными его нарушениями законности.
- Сергей Александрович, ситуация вокруг мэра Апатитов - уже достаточно «истрепанная» тема. А ведь Антропов и Апатиты - не одно и тоже. Как будет складываться ситуация с отоплением?
- Вот это хороший вопрос, а то мы действительно все про Антропова, да про Антропова. Если бы он лично генерировал тепло и электричество - тогда было бы оправданно. То, что он не сделал в процессе подготовки к зимнему периоду, восполнять все равно придется. И как бы не прописывалось в законодательстве разделение ответственности областных и муниципальных властей, все равно главная забота для регионального правительства - люди. Поэтому для нашего министерства ЖКХ и энергетики, всех других областных структур решение социально-экономических вопросов в Апатитах - каждодневная и первоочередная задача. И мы с ней справимся.
- К теме Никеля. Маруженко ушел, чего ждать жителям городского поселения?
- Во-первых, советую вам задать этот вопрос тем, кто по закону обязан его решать, то есть поселковому совету. Решать спокойно, без нервов и паники. При нормальной организации работы уход любого чиновника не должен становиться катастрофой. Человек может заболеть, уйти в отпуск, перейти на другую работу. Это необходимо учитывать и создавать заблаговременный резерв для замены. Например, я, в числе прочих задач для себя лично, ставлю подготовку собственной замены. Потому что не должно быть пробела в работе.
А уход Маруженко, к сожалению, влечет за собой некоторую кадровую проблему. Нам надо брать пример с главы страны. Начатый им процесс формирования президентского кадрового резерва это системный и прогностичный шаг. Когда есть такой резерв, перестают быть пустыми словами такие термины как «преемственность власти», «преемственность в работе». Для нас ситуация в Никеле не только частный вопрос, но и сигнал о необходимости выстраивания кадровой работы как в областном, так и муниципальном звене. Здесь, кстати говоря, губернатор очень рассчитывает на все здоровые силы региона. Это и все партии, и крупный и средний бизнес, где есть серьезный потенциал.
Мы будем благодарны и журналистам, которые хорошо чувствуют настроение в обществе и зачастую могут подсказать фамилии профессионально грамотных управленцев.
Если говорить лично о Маруженко, то я не склонен упрекать его в чем-либо. Может быть, для него это трудное решение и в сложившейся ситуации в Никеле - правильное. И честное. Ведь была же им сделана за прошедшие годы и полезная работа тоже. Словом, пусть этого ушедшего руководителя опять же оценивают местные депутаты и население поселка. А нам надо двигаться дальше.
Опыт прошлого, конечно же, полезен. Но часть усилий по его оценке рациональнее затратить не на то, что было вчера, а на осмысление и выполнение работ сегодня и планирование перспектив на завтра.
Вот мы в последнее время только и говорим, что о подготовке к зиме. Прямо «театр боевых действий». Как будто в прежние годы областная и районная власти не знали, что такое зима. Например, в среду проблемы коммунального хозяйства Мурманска решались на площади. Тут ситуация своеобразная. В городе новый мэр, который, казалось бы, унаследовал проблемы прошлого. Но разве они не были, скажем, в течение последней пятилетки в поле зрения областного правительства, в котором работал нынешний мэр? Может быть, я не исключаю, что прежним региональным властям не было дела до городского хозяйства. Правительство жило само по себе, а города и районы - сами по себе. Не берусь об этом судить. Но сегодня губернатор четко требует от своих заместителей и министров результативной работы по всему спектру вопросов, которые так или иначе, группируются в конкретных населенных пунктах.
Российская Федерация - это совокупность ее субъектов. А Мурманская область - совокупность находящихся на ее территории районов, городов и поселков. Поэтому для нас единство власти и административного управления на областном и муниципальном уровне - это не какой-то лозунг, а прикладная задача, от качества решения которой зависит социально-экономическое положение во всей области. А, значит, и качество жизни северян.