КУЗОМЕНСКИЕ пески – уникальное явление природы. Подобных ландшафтов на Кольском полуострове больше нигде нет.
Происхождением песчаных территорий мы обязаны нашим предкам. Их слишком активной деятельности. Правда, и природа немало постаралась, чтобы на месте прибрежных лесов создать настоящую пустыню.
Основную работу сделал, конечно, ветер. Это он передвинул огромные массы песка в сторону леса и реки Варзуги, образовал высокие бугры, покрыл сыпучей массой небольшие озерки и болотца, навеял кладбищенские курганы, засыпал половину домов села Кузомень.
Немало потрудилась и речная вода. Она распределила пески по всему руслу, расширив его почти вдвое, создала новые острова, корги и отмели, из-за чего в отлив теперь не переехать через реку и на простой лодке.
К счастью, в 80-е годы прошлого века удалось приступить сначала к опытным, а затем и к производственным работам на кузоменских песках. Было посажено около 80 гектаров сосновых молодняков, которые почти полностью прекратили наступление песков на лес.
С прошлого года работы получили широкий масштаб. Началось создание лесной защитной полосы вдоль берега Варзуги и вокруг села. Через 2-3 года лес должен появиться здесь на протяжении более 9 километров. Вполне реально, что восстановление лесов продолжится и на других участках песчаного массива.
При таких объемах работ возникает мысль о необходимости сохранить часть песков в том виде, как их сотворила природа, чтобы не только любоваться ее необычным созданием, но и изучать этот феномен.
Песчаный вал
КОГДА мы начинали работы по закреплению подвижных песков, то оставили большой вал, подошедший вплотную к самой кромке леса. Словно в ожидании, что очередной ураганный ветер переместит его дальше.
На своем пути песок засыпал сосны по самые вершины. Большая часть их погибла, но некоторые все же уцелели, хотя их стволы погребены на несколько метров под песчаным слоем.
Песок довольно рыхлый, поэтому сосновые корни и стволы не загнивают. Такое редко где увидишь!
Здесь же сохранилась почти сотня единичных крупных деревьев, образовавших разнообразные формы крон. Совсем близко с песчаной грядой стоит необычная сосна «на ходулях». Из-под нее много лет назад был выдут метровый слой песка, а она так и осталась стоять на месте, превратив несколько корней в стволы. Около этой сосны любят фотографироваться путешественники.
Есть и другие примечательности на этом участке песков. В первую очередь – оригинальные формы можжевельников, которым мог бы позавидовать любой садовник.
На отложенном слое песка, как на гладком листе бумаги, легко читаются ночные следы обитателей леса. Вот зайцы прибегали на кормежку, а здесь медведица с двумя медвежатами прошла в сторону леса. Заметны даже следы мышей и прилетающих сюда птиц. Дневной ветер обычно стирает следы ночных посетителей, чтобы дать возможность отметиться новым гостям.
Более сильные ветры способны засыпать и следы проехавшей машины, но даже ураганные ветродуи, которых немало пронеслось за прошедшие годы, не в силах были изменить облик песчаного вала. Преградой на их пути стали молодые сосновые насаждения, созданные в последние двадцать лет
Интересно, что под каждой отдельной сосной лежат сотни упавших шишек. Следовательно, и много тысяч семян. Однако молодой поросли как не было, так и нет. Условия здесь настолько сложные, что семена, если даже и прорастут, то всходы сразу же погибнут, поскольку корням не за что уцепиться на голом песчаном субстрате.
Конечно, при существующей ныне технике засыпать небольшой песчаный вал слоем торфа сложности не представляет. После сделать посадки сосны, и песок исчезнет под лесом и травянистым покровом. Но гораздо важнее сохранить его как редкий памятник природы.
Древнее русло реки?
ЕЩЕ ОДИН участок песков, требующий сбережения, мы назвали «Колониха», по имени соседней рыбацкой тони. Это самое большое эрозионное пятно, которых, кстати, немало среди леса. Площадь его более 20 гектаров.
Как образовались эти участки эрозии, до сих пор не совсем понятно. Они представляют собой вид довольно глубоких воронок, из которых песок словно в воздух улетел. Скорей всего, так оно и было. Вихревые потоки воздуха вынесли поверхностный слой песка, обнажив дно моря с обкатанной волнами галькой, сейчас оказавшейся на поверхности. А может быть, это древнее русло реки?
Обнаженная поверхность настолько тверда, что на ней уже много сотен лет не появляется никакой растительности. Это образование ожидает исследователей, способных разгадать тайну его происхождения и причину столь удивительной устойчивости.
Кукушкин лен
ТОТ, кто бывал на левом берегу реки Варзуги в районе ручья Кимеши, наверное, запомнил чудесные пейзажи этого участка песков. Глядя на это чудо природы, невозможно не подумать: «Сюда бы возить туристов!».
Здесь тоже есть засыпанные песком сосны, высокие бугры, почти дюны высотой до 30 метров, обнаженные песчаники и гальки. Но много и того, чего нет на других песках.
Например, большие пространства, покрытые сплошным ковром кукушкина льна, на котором можно лежать, не сминая его. Есть глубокие выдувы песка самых причудливых форм, словно сделанные по фантастическому рисунку ландшафтного дизайнера. Можно встретить чудом уцелевшие ели и можжевельники и кустовидные рябины. Кое-где встречаются оригинальные кустики осок, типично болотного растения.
Именно в этом месте археологической экспедицией доктора исторических наук Н. Гуриной в 70-е годы прошлого столетия было найдено более десяти наиболее древних стоянок людей на Кольском полуострове.
С высоких холмов открывается прекрасный вид на широкое русло Варзуги и ее узкое русло при впадении в море. Белое море само по себе всегда привлекательно. Но особенно интересно оно в штормовую погоду, если ты стоишь на твердом берегу и в полной безопасности.
Охранять – особо
ПРОВОДИТЬ мелиоративные работы на всех трех участках кузоменского песчаного массива, на наш взгляд, не следует. Их надо сохранить по обстоятельствам, о которых мы здесь рассказали.
Угрозы для реки и окружающих ландшафтов они уже не представляют. А чтобы уберечь их от любых изменений, необходимо по возможности быстро придать им статус особо охраняемых территорий.
Тем более что в этих местах преобладает неорганизованный, дикий туризм. Кузоменские пески стали местом экстримного мото-и автотуризма. Владельцы мощных джипов и мотоциклов испытывают на песчаных буграх моторы своих «коней». Это почти всегда чревато потерями для слабого травянистого покрова и древесных посадок.
Несколько крупных сосен уже выдернуты с корнями при попытке вытащить машины. Нередко под колеса застрявшей техники бросают не только ветви, но стволы деревьев, недавно выросших на месте пустыни. Среди посадок ежегодно появляются стоянки автотранспорта со следами пребывания людей.
Поток туристов не остановить, да никто к этому и не призывает. Более того: надо содействовать развитию организованного туризма. За право только увидеть красоту пока еще почти дикой природы Терского берега люди должны платить.
Сохранение участков кузоменских песков как памятников природы позволит организовать на их основе экологический туризм. Кроме того, это будет практическая база для экологического обучения школьников и студентов, полигон для научных исследований по различным направлениям знаний.
Лерий КАЗАКОВ