17 июля на пресс-конференции глава Минпромэнерго Виктор Христенко заявил, что окончательный список участников разработки Штокманского месторождения в Баренцевом море будет определен до конца 2006 года. Напомним, что принятие решения уже откладывалось несколько раз.
Как известно, в предварительный список партнеров "Газпрома" на разработку месторождения входят 5 компаний - норвежские "Гидро" и "Статойл", американские "Шеврон" и "Коноко-Филлипс", французская компания "Тоталь".
Комментирует ситуацию, сложившуюся со Штокманским месторождением, Василий Ларионов, директор компании "RED STAR CONSULTING", которая консультирует западные и, в первую очередь, норвежские компании по работе в России.
- Василий Сергеевич, чем, на ваш взгляд, обусловлена отсрочка принятия решения по сотрудничеству "Газпрома" и зарубежных инвесторов?
- Штокман - одно из самых сложных технологических решений в мире, и отбор партнеров - событие, которое не может произойти в очень короткие сроки.
Штокман - один из самых крупных активов компании, а "Газпром", в свою очередь, заинтересован в активах в газораспределительных сетях и в газовых месторождениях по всему миру. От своих партнеров "Газпром" ожидает, что они выдвинут ему адекватно хорошие условия по обмену активами, имеющимися у этих компаний. Разумеется, все компании, которые участвуют в проекте, такие предложения сделали, но какова их реальная стоимость, никто не знает.
К примеру, "Гидро" готова предложить долю в "Ормен Ланге", "Статойл" - долю в "Белоснежке", американцы готовы были предложить регазифика-ционные мощности на восточном побережье США. Предложения французов никогда в открытую не озвучивались. Возможно, "Газпром" сейчас пытается добиться от партнеров более выгодных условий для себя. Штокман - проект для России абсолютно новый со всех точек зрения. Во-первых, это новая продукция для России: производство сжиженного газа. Во-вторых, это новые рынки сбыта, к примеру, США. Россия в США никогда не поставляла газ. И, скорее всего, именно поэтому в проекте будут американские компании.
Также это и новые технологии, которые в России вообще никогда не применялись. Россия на шельфе никогда не работала. Баренцево море - всего лишь второй крупный проект в России после Сахалина, и здесь пока нет ни технологий, ни специалистов, ни знаний, как это должно происходить. На наш взгляд, именно норвежцы обладают самыми современными технологиями по разработке нефтегазовых месторождений в Арктике.
- Какие проблемы испытывают компании в связи с отсрочкой решения? Существуют ли проблемы с российскими поставщиками нефтегазового оборудования для Штокманского месторождения?
- Решения "Газпрома" все ждали гораздо раньше. После того, как решение было отложено, все компании были вынуждены скорректировать свою стратегию. Стратегия компаний заключалась в стремлении добиться того, чтобы стать участником консорциума. Консорциум до сих пор не создан. После принятия решения никакой самостоятельной деятельности у компаний-победителей уже не будет, так как вся она пойдет в рамках консорциума. И тут уже не ясно, какой регион от этого больше выиграет. Штаб-квартирой консорциума, скорее всего, станет Мурманск.
Мурманск - это будущая база снабжения, это трубопровод, это завод по сжижению природного газа, это порт по отправке газа на экспорт. Возможно, все основные, сопутствующие и поддерживающие производства будут находиться именно там. Предполагается, что завод по сжижению природного газа будет построен в ЗАТО Видяево Мурманской области. Там уже ведутся земельно-изыскательные работы. Сейчас идет проектирование трубопровода. Предполагается, что трубопроводов будет два - подводный, который идет от Штокмана на берег, протяженностью 550 километров. Это первая фаза проекта - здесь газ будет сжижаться, отправляться в США. Также планируется, что будет и наземный газопровод, который пройдет из Мурманска в Ленинградскую область. Там тоже строится завод по сжижению газа, и там тоже есть портовые мощности, которые позволяют экспортировать углеводородное сырье.
Архангельская область от строительства газопровода может мало что получить. Но это естественно, потому что в силу географических причин он должен идти именно через Мурманск. И это нельзя изменить никоим образом, это экономически не целесообразно.
Но Архангельская область -это промышленный потенциал, который сосредоточен, в первую очередь, в Северодвинске. "Севмаш" и "Звездочка" - это флагманы российского машиностроения. У них накоплен большой опыт строительства для шельфа. Будем надеяться, что при выборе концепции, предполагающей строительство плавучей платформы, "Севмашу" и "Звездочке" будет отдана серьезная часть контрактов.
- Какой российский город может стать главной базой снабжения для Штокмана?
- Много говорится о том, что в будущем Архангельский порт мог бы переваливать основную массу грузов для Штокмана. В принципе это возможно, но когда будет сравниваться два порта, то в конкуренции, естественно, будет выигрывать Мурманск. Дело не только в географическом положении, но и в лоббистских усилиях региональных властей. Кто более активен, кто имеет больше выходов и большее влияние, тот в итоге сможет получить наибольшую выгоду от реализации проекта.
Существует масса специфической продукции и услуг, которые необходимо будет поставлять, и здесь есть огромные возможности для региональных предприятий, поэтому и региональные власти, и норвежские компании работают в этом направлении.
Штокманский проект будет длиться 50 лет, предприятия должны быть готовы к нему, иначе их место займут международные компании. У них огромный опыт, у них есть технологии, есть стандарты. К примеру, если речь идет о трубопроводе от Штокмана, то уже три крупнейших российских завода по производству труб большого диаметра для магистральных газопроводов наладили контакт с компанией "Гидро". В любом случае, норвежские компании рассматривают оба региона - и Архангельск и Мурманск. Сейчас необходимо понять, чем может быть полезен Мурманск, а чем - Архангельск. Более того, компания "Гидро" является социально ответственной во всех регионах и странах, где она работает, и оказывает поддержку не только промышленности, но и обществу.
Месяц назад компания приняла решение профинансировать программу по строительству в Архангельске детских площадок.
Помимо этого, "Гидро" помогает центру защиты прав детства, который находится в областном центре. Совсем недавно компания купила для центра автобус.
"Гидро" также активно работает и в Мурманске. Помимо этого, выступает генеральным спонсором практически всех семинаров и конференций в Архангельске, Мурманске, Санкт-Петербурге и Москве, посвященных вопросам нефтегазодобычи на арктическом шельфе. Я считаю, что нет ничего страшного в том, что предприятия из других регионов России будут приходить в Архангельскую и Мурманскую области с тем, чтобы принять участие в проекте разработки Штокмана. Это конкуренция, а конкуренция - всегда хорошо. Возможно, что в Архангельске и Мурманске будут построены новые мощности для строительства металлоконструкций. Транспортный бум здесь будет в любом случае. Если говорить о трубопроводе, то необходимо будет поставить миллионы тонн стали, миллионы тонн труб. Будет использоваться и железнодорожный и морской транспорт. Необходимо развитие инфраструктуры, то, что видим на Сахалине: строительство дорог, мостов, специализированных школ английских, гостиниц, организация инфраструктуры отдыха.
Я считаю, что Северо-Запад -новая точка роста России и, возможно, следующая нефтяная столица. Есть несколько городов, которые считаются нефтяными столицами. Условно, Хьюстон (США) - нефтяная столица для Мексиканского залива, Ставангер (Норвегия) -для норвежской части Северного моря, Абердин (Шотландия) - для английской части Северного моря. Один из двух городов"- или Архангельск, или Мурманск - должен стать нефтяной столицей для Баренцева моря.
Беседовала
Анастасия АНИСИМОВА. "Росбапт-Север".
Публикуется в сокращении.