Оленеводство в нашем представлении прочно ассоциируется с саами, коми, ненцами и другими коренными жителями бескрайней российской тундры. Однако закон смотрит на это несколько иначе. Сегодня право арендовать участок под выпас оленьих стад может себе выторговать на аукционе любой. Даже тот, кто прежде живых олешек в глаза не видел. Были бы деньги.
Для коренных же малочисленных народов Севера (КМНС) в правилах проведения торгов не предусмотрено никаких льгот. И это их тревожит. Почему - объясняет председатель совета представителей КМНС при правительстве Мурманской области Андрей Яковлев:
- С региональным комитетом по лесному хозяйству, который наделен правом проводить такие аукционы, у нас есть полное взаимопонимание. Но его сотрудники подчиняются предписаниям вышестоящего начальства в Москве. Там, в свою очередь, руководствуются положениями Лесного кодекса (ЛК). Так что наши претензии - к тем, кто внес в него изменения, лишившие малые народы Севера каких-либо привилегий на аукционах на право пользования участками под оленеводство. Традиционное, между прочим, наше занятие. Но в соответствии с Лесным кодексом любая организация или частное лицо может на равных с КМНС условиях участвовать в торгах - независимо от формы собственности и от того, занимаются ли они действительно оленеводством и есть ли у них животные вообще. Кстати, закон Мурманской области «Об оленеводстве» предусматривает преимущественное право проживающих на Кольском полуострове коренных народов на занятие оленеводством. Но его реализация упирается в те самые поправки в ЛК.
Назвал Андрей Яковлев и еще одну проблему. На арендуемых участках закон разрешает так называемую разнонаправленную деятельность. Что это означает? Допустим, какая-то родовая саамская община выиграла право аренды земельной площади под пастбища. Но одновременно любая турфирма или охотничий клуб могут арендовать тот же участок для своих целей. Представители КМНС недоумевают: насколько это совместимо в принципе? Мы будем оленей перегонять, а охотники успешно их отстреливать?
Со своими вопросами члены совета представителей КМНС обращались в Мурманскую областную думу. Просили на практике применять нормы вышеназванного регионального закона. Но приоритетным на любой территории России является федеральное законодательство. И то самое изменение в ЛК пока, во всяком случае, остается в силе.
- Изменение в порядок предоставления участков в пользование для ведения оленеводства внесено в 2007 году, - комментирует ситуацию начальник отдела лесопользования регионального комитета по лесному хозяйству Павел Пестов. - Если раньше помимо предложения цены на конкурсах рассматривались и другие факторы, в том числе социального плана, то с этого времени единственный путь получить участок для всех без исключения - через аукцион. А в нем по определению может принимать участие неограниченный круг лиц, включая не имеющих к оленеводству никакого отношения. Другое дело, что на практике бизнесмены к отдаленным пустынным участкам проявляют мало интереса и серьезной конкуренции родовым общинам коренных народов Севера не составляют. Ведь участки предоставляются в аренду с одной важной оговоркой: использовать только под оленеводство.
- А если какой-то делец выиграет участок только для того, чтобы тут же сдать его настоящим оленеводам в субаренду? Естественно, уже по совсем другой цене... Им-то он действительно нужен, и от предложения они просто не смогут отказаться.
- Подобная ситуация не исключена, закон такие сделки допускает. Но переуступка прав аренды может произойти лишь с согласия комитета по лесному хозяйству. Мы в рамках своих полномочий будем стараться препятствовать откровенной спекуляции. И пока прецедентов еще не было. Скорее всего, в силу, скажем так, технических причин. Чтобы оформить субаренду или передать право на аренду другому лицу, необходимо сделать кадастровый учет участка. При площади в тысячи, а то и десятки тысяч гектаров эта процедура выльется в такие суммы, что никто пока и не пытался на этом нажиться. Но, повторюсь, теоретически это возможно.
Всего в Мурманской области на сегодня предоставлено под оленеводство около двух миллионов гектаров земли. В резерве еще порядка полутора миллионов. Есть где разгуляться олешкам. Только за последнее время посредством аукционов пополнили свои пастбищные угодья родовая община саами «Пуаз» - на 50 тысяч гектаров в Кольском районе, и территориально-соседская община саами «Самь-сыйт» - примерно на 40 тысяч гектаров в Ловозерском. В ближайших торгах собираются принять участие и другие объединения коренных жителей Кольского полуострова.
Да, со стороны комитета по лесному хозяйству никаких льгот для оленеводов теперь по закону не предусмотрено. Но, надо заметить, и стоимость арендной платы невелика. До последнего времени за гектар брали 6 копеек в год, а с 28 февраля постановлением правительства РФ ставки арендной платы за участки, предназначенные для занятия оленеводством, уменьшены в два раза. И это очевидный шаг навстречу коренным жителям Крайнего Севера. Теперь они надеются, что федеральная власть сделает и следующий шаг: утвердит за ними преимущественное право арендовать на аукционах пастбищные участки. Это будет, по мнению хозяев тундры, исторически справедливо, однако...
http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=201203201248