Кто ответит за Штокман и Хибины?

04 сентября 2012 в 16:34, Мурманская область
В Хибинах в районе Умбозерского перевала появилась техника для проведения инженерных изысканий для проектирования дороги от месторождения Партомчорр к горно-обогатительному комбинату Олений Ручей. Вчера ЗАО «СЗФК» распространило официциальное сообщение о начале этих изысканий: http://hibiny.com/news/archive/36055 Проектирование проводится по тому самому варианту, который исключает создание национального парка «Хибины» – через наиболее сохранившуюся восточную часть Хибинского горного массива. Таким образом СЗФК в очередной раз продемонстрировала категорическое нежелание считаться с чем-либо, кроме интересов своих собственников, и снова нарушила взятые на себя обязательства. Еще недавно точно так же действовала компания «Штокман девелопмент АГ».

Напомним о нескольких фактах, о которых СЗФК в своем сообщении в очередной раз умолчала:

1. Именно узнав об этом варианте проектирования дороги, Минприроды предложило СЗФК представить на рассмотрение пути транспортировки руды вне территории проектируемого национального парка, чего СЗФК так и не сделала.

2. Именно в отношении этого варианта специалисты по флоре из Полярно-альпийского ботанического сада-института Кольского научного центра РАН указали, что даже проектирование дороги по нему, не говоря уж о строительстве, может привести к нарушению российского природоохранного законодательства, так как будут уничтожены популяции растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

3. Именно в отношении Умбозерского перевала, через который проходит этот вариант, Институт промышленной экологии Севера указывал, что он должен быть особо охраняемым ядром будущего национального парка, чтобы компенсировать негативное воздействие на экосистемы от разработки месторождения «Партомчорра».

4. Именно этот вариант, после того, как территорию для проектирования дороги по нему, и только по нему, взял в аренду «МурманскТИСИз», стал причиной обращений граждан и общественных природоохранных организаций к Правительству Мурманской области с просьбой обозначить позицию: что важнее для Мурманской области - создание национального парка, сохраняющего мировое достояние, или строительство промышленной дороги по варианту, который выгоден конкретной частной компании.

6. Перечисляя «колоссальный» экологический ущерб варианта дороги, который можно считать приемлемым (за северо-запад от месторождения, к станции Имандра), СЗФК «забывает» об уже имеющихся Октябрьской железной дороге и железнодорожных путях, принадлежащих ОАО «Апатит». Между тем, простой расчет показывает, что даже при максимальной проектной производительности рудника на Партомчорре (что маловероятно) понадобится не более одного железнодорожного состава в сутки, и поэтому говорить о прокладке своих дорог в дополнение к уже имеющимся путям не приходится. Получается, что компания принципиально не желает договариваться не только с общественностью, но и с другими хозяйствующими субъектами о совместном использовании инфраструктуры.

5. Проект национального парка «Хибины» включен в Концепцию развития особо охраняемых природных территорий (ООПТ) РФ, утвержденную распоряжением Правительства в декабре 2011 года. Определенная экспертами область была внесена в региональную Схему территориального планирования, Лесной план и предусмотрена региональной Концепцией развития ООПТ. Ни в одном их этих документов не предусмотрена дорога через восточную часть горного массива, но для внесения изменений в любой их них необходимы процедуры общественных слушаний, так же как в отношении проекта рудника на месторождении Партомчорр, что предусмотрено российским законодательством, и неоднократно было обещано руководителями СЗФК.

Сейчас на все обращения граждан в правительство Мурманской области от имени Комитета по промышленному развитию и охране окружающей среды Мурманской области приходят ответы: «создана рабочая группа. Изысканию начнутся не раньше, чем она придет к соглашению». Но известно, что техническое задание не согласовано, и, соответственно, никаких решений о начале изысканий не принималось. Представители экологических организаций, входящие в состав рабочей группы, настаивают на комплексном и детальном рассмотрении и сравнении всех вариантов транспортировки руды, они считают, что не может промышленная дорога, по которой перевозят руду, выполнять, как сказано в сообщении СЗФК, «функции охраны природы, рекреационные и просветительские», сколько бы мостов для перехода животных и насекомых на ней ни соорудили. Кроме того, это всего лишь обещания, а как выполняет свои обязательства СЗФК, уже хорошо известно. Официальное сообщение пресс-службы СЗФК ясно показало, что с правительством Мурманской области компания также считаться не намерена.

«Сейчас у всех на слуху провал другого проекта, гораздо более амбициозного – Штокмановского: он стал экономически бессмысленным из-за изменения конъюнктуры рынка, – говорит член рабочей группы при правительстве Мурманской области, научный сотрудник Института проблем промышленной экологии Севера, председатель Совета Кольского центра охраны дикой природы Виктор Петров. - Однако в ходе подготовительных и изыскательских работ были уничтожены местообитания трех видов растений занесенных в Красную Книгу РФ на огромной площади – почти 10 га. Уничтожено одно местообитание птиц Красной Книги РФ, очень сильно нарушено местообитание крупных хищных птиц, которое имело огромное научное значение, так так наблюдения за ним велись более 50 лет. Уничтожен один из важных объектов, ради сохранения которых проектировался памятник природы «Скалы Териберки», тундра распахана гусеничной техникой, необратимо нарушен ландшафт. Компания «Штокман девелопмент» обещала создать компенсационную охраняемую природную территорию для сохранения местообитаний малонарушенных тундровых сообществ, резкое сокращение которых в результате промышленной деятельности может привести к их исчезновению, но теперь, наверное, уже бесполезно спрашивать, кто реализует обещанное и восполнит нанесенный ущерб.

Рудник на месторождении Партомчорр очень многие специалисты называют заведомо убыточным из-за слишком бедной руды и необходимости больших затрат на транспортировку. Если этот проект из-за изменения внешних обстоятельств будет остановлен – кто ответит за ущерб, нанесенный экосистемам Хибин?»


В изыскательских работах «под Штокман» участвовало и ЗАО «МурманскТИСИз», которое теперь, как подрядчик СЗФК, взялось за «экологические изыскания» на Умбозерском перевале. Два года назад в отношении «МурманскТИСИз» было возбуждено уголовное дело за нарушения при изыскательских работах в районе Партомчоррского месторождения. Теперь СЗФК в очередной раз сетует на то, что «в ряде публикаций ее пытаются представить как разрушителя»…

НА ФОТО: Вырубки в долине Кунийок 17 августа; так выглядит сейчас дорога через Умбозерский перевал, которая, по словам руководителей СЗФК, «все равно уже существует».
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter