Контрафактная продукция угрожает кошельку и здоровью жителей Заполярья

16 декабря 2010 в 09:22, Мурманская область
Один 6 миллионов рублей, другой 8 миллионов - столько потеряли двое предпринимателей из Мурманской области, которые пытались сэкономить на покупке лицензионного программного обеспечения для своих фирм. Купив дешевые «пиратские» копии компьютерного софта, они попались на удочку ловких мошенников. Те внедрили в записанную на диски информацию троянские вирусы. И как только бухгалтерские программы начали работать на подключенных к Интернету компьютерах, «троянцы» открыли ловким хакерам доступ к счетам предприятий. Дальнейшее было делом техники.


Крупные списания со счетов были поначалу незаметны для потерпевших: они происходили по пятницам в обеденное время, после чего операционная система на компьютере «рушилась». Расчет мошенников был верным: специалиста-системщика владелец фирмы вызовет не раньше понедельника, а за выходные похищенные деньги можно успеть несколько раз перевести со счета на счет в разных регионах страны, так что их следы просто затеряются.

Случилось это совсем недавно - сейчас уголовные дела по фактам мошенничества расследуют заполярные милиционеры. По словам Вадима Гаврилюка, начальника отдела «К» УВД по Мурманской области, аналогичные преступления нередко регистрируются и в других регионах страны. И очевидно, будут совершаться вновь и вновь, покуда предприниматели продолжают экономить на программном обеспечении, отдавая предпочтение дешевому контрафакту. Речь об этом шла на встрече за круглым столом, проведенной на днях в УВД по Мурманской области.

В разговоре участвовали члены общественного совета при УВД, сотрудники правоохранительных органов, представители власти, различных контролирующих и надзорных органов, участники бизнес-сообщества - в общем, те, кто постоянно тем или иным образом сталкивается с потоком захлестнувшего страну контрафакта.

Поддельные товары производились всегда - однако сейчас наблюдается значительный рост их количества в обороте по сравнению даже с 90-ми годами. Тогда, в 90-е, когда в бюджете не достало средств на модернизацию устаревших ГОСТов, им на смену пришла обязательная сертификация, ставшая своего рода сдерживающим фактором для разного рода умельцев, готовых в ближайшем подвале шить «американские» джинсы или клепать «японскую» электронику. Сейчас государство взяло курс на отмену обязательной сертификации - от нее отказались в сфере производства продуктов питания, косметики, парфюмерии и даже лекарств. Делается это, чтобы облегчить жизнь предпринимателям, и без того задыхающимся от бюрократических препон. Однако, вопреки логике, открытие этого клапана не сопровождалось одновременным увеличением ответственности за производство брака или банальной подделки. В итоге страдает рядовой потребитель, вынужденный, покупая продукты на ужин или таблетки от головной боли, всякий раз ставить эксперимент на себе, определяя их качество, что называется, опытным путем.

- ГИБДД никогда не поставит на учет авто, не сертифицированное в России. То есть, покупая машину, я все же уверен, что это машина - пусть даже это ВАЗ, но у нее колеса в разные стороны не разъедутся. Почему же, покупая колбасу или валидол, я должен рисковать? - удивлялся Юрий Мананков, член общественного совета при УВД.

- От того, что сертификация на автотранспорт обязательна, ВАЗ хорошей машиной не стал! - возражала ему Наталья Иванова, специалист регионального минэкономразвития. - Я категорически не согласна, что обязательную сертификацию нужно возвращать. Ведь наше государство берет курс на облегчение условий предпринимательства! Шаг назад здесь делать нельзя. Выход один - повышать ответственность бизнеса и стимулировать добровольную сертификацию.

- От сложившейся ситуации страдает не только потребитель, но и этот самый ответственный бизнес, - убеждена Наталья Починкова, начальник отдела Центра сертификации и метрологии. - Тому, кто приходит на рынок на один день, нужны не сертификаты, а большой куш. Отсюда недобросовестная конкуренция.

Починкова знает, о чем говорит: в течение последних двух лет ЦСМ проводит экспертизы продукции местных производителей, причем тех, что занимают на рынке лидирующие позиции. Выясняется, что несоответствие стандартам - массовое явление.

Особая беда, которая может иметь весьма серьезные последствия, - ситуация на рынке лекарств. В связи с отменой обязательных проверок поступающих в региональную розничную торговлю лекарственных средств владельцы аптек все реже несут свой товар на экспертизу. А ведь в свое время она позволяла стопроцентно отсеивать бракованный товар - например, если не были соблюдены условия транспортировки или хранения. Теперь же все - на прилавках.

Наш телеграм канал
Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале


- С 2000 по 2007 годы через нашу лабораторию прошло 666 серий лекарственных препаратов, 71 серия из них оказались фальшивыми, 28 процентов - браком. В 2008 году проверили 400 серий, брака - более 30 процентов. В 2009-м - 180 серий, брака больше половины. За 9 месяцев текущего года к нам доставили лишь 110 серий лекарств, из них более 40 процентов оказались некачественными, - привела красноречивые цифры Наталья Починкова. - Что касается медтехники, с ней тоже все сложно. Из 99 приборов, полученных областью по нацпроекту «Здоровье», поверку прошли только 15. Какие данные показывают остальные, можно лишь догадываться.

- Да-да, я готов подтвердить, что качество товаров на прилавке заметно снижается, причем даже дорогих, хороших брэндов, - подтвердил Андрей Волков, начальник управления по лицензированию Мурманской области. - Недавно в поездке на одном из винно-водочных предприятий видел агрегат, определяющий химический состав алкоголя. При мне был сделан анализ водки известной марки, купленной в прошлом году и в этом. Разница колоссальная. Состав «свежей» водки оказался таким, что… Короче говоря, пить не советую. Если бы обнародовали результаты таких проб касательно разных видов водки, многие бы вовсе бросили пить!

- Я тоже убежден, что сертификация необходима, - заявил начальник управления по борьбе с нарушениями на потребительском рынке областного УВД Александр Константинов. - К сожалению, сейчас мы ограничены в праве проверять предпринимателей, работаем только по жалобам граждан. В результате за этот год удалось провести втрое меньше проверок, чем в прошлом году. Проблемой производства и продажи суррогатного алкоголя мы занимается вплотную, пресекаем торговлю из квартир. Как раз недавно удалось возбудить уголовное дело в отношении мурманчанки, торговавшей на квартире «водкой» по 40 рублей за литр. Продукт был просто опасен для жизни! Аналогично идет торговля алкоголем посредством объявлений, доставки товаров на дом - выявлено пока 13 таких случаев, но в реальности их намного больше.

- Если бы сейчас вернулась сертификация, думаю, многие суррогаты исчезли бы с прилавка, - убежден Андрей Волков. - Иным способом от них не избавиться. Помните, когда была введена минимальная цена на водку, всю ту «паленку», которую продавали по 25 рублей, просто стали сбывать за пресловутые 89 «рэ» за литр. А качество выше не стало. Я согласен, не надо «кошмарить бизнес», но и травить население нельзя.

- Необходимо законодательно разграничить понятия контрафактного, то есть произведенного с нарушением прав интеллектуальной собственности, и фальсифицированного, то есть некачественного, товара, - напомнил Геннадий Князик, начальник отдела Мурманской таможни.

Действительно, проблема имеет две составляющие. С одной стороны, недоброкачественный товар, на котором производитель зарабатывает легкие деньги, а потребитель - головную боль и зачастую проблемы со здоровьем. А с другой - подделка, которая, быть может, и способна вам служить верой и правдой, но сама - вне закона…

К категории последних относится, например, забавный конфискат Мурманской таможни - одежка для собак, на которой красовался знак «Адидас» (понятно, что никакого отношения к спортивному брэнду костюмы для жучек не имели). А также джинсы, за торговлю которыми мурманская предпринимательница заработала судимость: штаны незаконно были украшены лейблами известных фирм. Как отметил начальник УБЭП областного УВД Сергей Бутяйкин, в этом году в Мурманске впервые удалось возбудить и довести до приговора уголовное дело по 180-й статье Уголовного кодекса - «Незаконное использование товарного знака». Кстати, такая практика, очевидно, будет весьма актуальна ввиду недавнего присоединения России к международному соглашению об охране интеллектуальной собственности.

И все же главная роль в борьбе за право приобретать качественный товар отводится самому потребителю. Ведь именно он деньгами голосует за пиратские диски и псевдошвейцарские часы китайского производства. Знать свои права, сознавать противозаконность контрафакта призывали потребителя участники разговора. Популяризацией этой позиции в самое ближайшее время займется вновь созданная межведомственная рабочая группа по противодействию контрафакту, в которую войдут также представители предпринимательского сообщества

http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=201012164674
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter