Заканчивается первый этап избирательной кампании 2013 года по выборам депутатов органов местного самоуправления Мурманской области, которая имеет несколько принципиальных отличий от всех предыдущих.
Во-первых, впервые закон требует в муниципалитетах, где 20 и более депутатов, не менее половины из них избирать по партийным спискам.
Во-вторых, все реально столкнулись с проблемами проведения выборов в отпускной летний период.
В-третьих, КПРФ проводит первые выборы по измененному Уставу, принятому XV съездом нашей партии. Как ни странно, самые неожиданные трудности преодоления формально-бумажного барьера регистрации были вызваны именно новыми формулировками нашего основного партийного документа. Но об этом чуть позже.
Всего партийными комитетами выдвинуто 35 кандидатов в депутаты 7 поселковых, городских и районных Советов депутатов.
По информации на вечер 28 июля т.г., успешно преодолён первый этап нашими кандидатами в Ловозерском районе. Сданы для проверки в ТИК список кандидатур КПРФ и документы одномандатников в Мончегорске в ЗАТО Александровск, 4-х кандидатов из Териберки (кроме того от жителей посёлка выдвинулся в недавнем прошлом Глава этого муниципалитета В. В. Яранцев).
Но есть и первые отказы в регистрации. В частности, на довыборах в Ковдорском и Печенгском районах по очень надуманным предлогам. Например, в протоколе выдвижения обнаружены неточности в названии районного Совета, не указано, что округ двухмандатный.
Законом предусмотрено, что за 3 дня нас комиссия уведомляет об обнаруженных недостатках, и не позднее, чем за сутки, дается право внести уточнения и изменения. Но на деле нам не дали этого сделать в Печенге и не приняли наших технических поправок в Ковдоре.
Ещё более вопиющими трактовками законодательства блеснула Оленегорская ТИК, которая, внимательно изучив Устав КПРФ, пришла к парадоксальному выводу, что представленный протокол выдвижения кандидатов в депутаты, должен называться «постановление», что противоречит нашим внутрипартийным инструкциям по делопроизводству, да и в самом протоколе резолютивная часть изложена в форме постановления.
Однако вопреки логике и здравому смыслу в Оленегорске, а затем и в Печенге нам не только не дали исправить одно слово в 3-страничном документе, но вообще, видимо, посчитали, что никакого документа о выдвижении просто не было.
Такой «передовой» опыт работы с документами, вероятно поддержанный и распространённый облизбиркомом, осуществлён и избиркомом Мончегорска, который, как стало известно в понедельник, 29 июля, тоже без всяких уведомлений снял с выборов 6 кандидатов, выдвинутых коммунистами по одномандатным округам.
Таким образом, Оленегорская, Мончегорская и Печенгская ТИКи, с нашей точки зрения, нарушив жёсткие требования федерального и областного законов, лишила нас права внести формальные уточнения в документацию и отказала в регистрации, поэтому мы готовим жалобы в суд.
Поступают жалобы кандидатов-одномандатников от нашей партии, что есть случаи, когда члены ТИКов отказываются принимать какие-то документы. А затем на основании их отсутствия ставится вопрос об отказе в регистрации.
Мне представляется, что после того, как составы ТИКов сделали постоянно действующими, многие рассматривают в качестве целей своей деятельности установку препонов при проверке документации партий и кандидатов, а отнюдь не грамотную организацию самого избирательного процесса.
Такими трактовками сложного (и всё время меняющегося) избирательного права создаётся инструмент отсечения неугодных кандидатов и партий. Дело дошло до того, что даже ЦИК впервые за многочисленные кампании выступила в защиту обиженных партий, отменив недавно решение избиркома Республики Хакасии об отказе в регистрации новой партии В. Рыжкова, хотя ею не были предоставлены все необходимые документы всех выдвинутых партией списка кандидатов. Как видим, наши территориальные комиссии пошли значительно дальше, рьяно выполняя роль политического фильтра участников выборов при попустительстве областной комиссии.
Несмотря на обещания лидеров страны после известных нарушений в ходе федеральных выборов 2011-2012 гг. о расширении демократии в ходе выборов, на местах по-прежнему исходят из принципа: любое нарушение (даже спорное) – основание для политического устранения претендентов на участие в выборах. Практика нынешней кампании в ряде наших муниципалитетов это подтверждает в полной мере.
Но на войне как на войне! Поэтому мы рассматриваем первый, ещё не завершённый этап избирательной кампании как важный и не менее сложный, чем дальнейший период агитации, поэтому борьба ещё не закончена.