«А что у вас, ребята, в рюкзаках?» - именно этот вопрос, имея в виду будущие выборы в Мурманскую областную думу, все чаще задают друг другу не только политики и чиновники, но и возможные кандидаты. Особая интрига разворачивается вокруг региональных списков политических партий. Раньше времени карты раскрывать не хочет никто. Пока потенциальные претенденты затаились и ведут математические подсчеты, больше похожие на рождественские гадания: «Если этого возьмут в список, где окажусь я?». Недоверие и неверие - вот основной лейтмотив внутреннего формирования партийных списков. И это притом, что внешний победитель известен заранее. Но и здесь не без интриг.
Факторы и риски
Один из основных вопросов - сколько процентов получит в Мурманской области «Единая Россия». Больше 50-ти или меньше? А если меньше, то насколько? Второй - кто станет серебряным призером - коммунисты или «эсеры». Третий - пробьются ли в региональное законодательное собрание так называемые «обиженные бывшие» и сколько их будет.
Начнем с главного. Итак, в 2011 году «Единая Россия» идет на выборы как сильнейшая политическая партия. В ее состав входят губернатор и главы многочисленных муниципалитетов, в списках фигурируют известные в регионе политики.
И что бы ни говорили оппоненты о проигрышах партии в нескольких муниципальных избирательных кампаниях, практически никто не сомневается - «Единая Россия» выиграет предстоящие декабрьские выборы. Но, несмотря на все эти достижения, вряд ли кто-то из партийных функционеров испытывает радость. И тому есть серьезные причины.
Во-первых, существует эффект завышенных ожиданий. Для любой другой партии 30-процентный результат на региональных выборах - предел мечтаний. Для «Единой России» - провал с громами и молниями из Москвы и неизбежными оргвыводами для региональных функционеров. Для успеха «Единой России» в стране созданы все возможные условия. Речь идет об использовании максимального количества ресурсов - от административного до финансового. И от этой партии ждут не просто победы, а подавляющего преимущества. Но в Мурманской области обеспечить его будет непросто. Достаточно сказать, что до сих пор у регионального отделения нет лидера.
Зампред областной думы
Лариса Александрова вполне могла бы стать на выборах тем «человеческим лицом», за которым бы пошел избиратель. Однако на дворе вот-вот апрель, а официального назначения до сих пор нет.
Все прекрасно понимают, что основным имиджевым ресурсом партии является ее идентификация с премьером. Этот ресурс позволяет уменьшить значение главного недостатка - образа «партии чиновников», региональной номенклатуры. На прошлых выборах Владимир Путин объявил о поддержке только одной политической силы - «Единой России», что принесло ей немало дополнительных очков. При этом до сих пор подчеркивается, что «единороссы» остаются единственной путинской партией, обладающей эксклюзивными возможностями. Отсюда вытекает четвертая проблема. Кто в Мурманской области станет лицом партии на предстоящих региональных выборах и нужны ли партии «паровозы»?
Технологии «паровозов»
«Паровозами», как известно, в политическом обиходе называют крупных политиков или известных людей, возглавляющих партийные списки кандидатов.
За последние годы избиратель привык иметь дело не с живым партийным кандидатом, а с неким мифическим лидером, ее олицетворяющим. Минус «паровозов» в том, что крупный политик, федеральный партийный лидер или губернатор, за которого, собственно, и голосуют люди, обычно не идет в выборный орган, уступая свое место менее известному коллеге-партийцу из списка.
В связи с этим в любой крупной выборной кампании есть интригующий момент после определения победителей и до вступления этих победителей в свои должности - массовые заявления лидеров списков об отказе от выигранных кресел.
Здесь несколько волнительных сюрпризов.
Во-первых, сколько на этот раз окажется «отказников». Во-вторых, кого протащат в региональный парламент вместо «паровозов».
На выборах 2007 года локомотивами партии «Единая Россия» были экс-губернатор
Юрий Евдокимов, экс-мэр Мурманска Михаил Савченко и сенатор
Вячеслав Попов.
Естественно, что тройка лидеров в областную думу не пошла, но на полученных 42 процентах голосов вывезла семь нынешних депутатов - Тамару Мосееву, Алексея Григорьева, Владимира Перетолчина, Людмилу Зажигину, Игоря Сабурова, Станислава Никанорова, Рувина Трипольского. Восьмая в выборном списке «ЕР» - Александра Комиссаренко прошла по квоте «Молодой гвардии», победив в шоу молодых кандидатов.
Технология «паровозов» оправдывала себя достаточно долго. Впервые она была реализована в 1995 году, когда «Наш дом - Россия» возглавлял Виктор Черномырдин, вторым номером шел Никита Михалков, и оба от мандатов впоследствии отказались. У коммунистов от мандата отказался Аман Тулеев (третье место в общероссийском списке).
Соображаем на троих
Однако в начале нынешнего года секретарь президиума Генсовета «Единой России» Вячеслав Володин заявил, что «выборы в регионах должны стать выборами команды единомышленников из «Единой России», а не выборами «паровоза», который движет всю партийную конструкцию».
Володин предложил новую модель - выборы по спискам должны идти не по вертикальному структурированию, когда люди знают только лидера списка, а расположиться в горизонтальной плоскости. Проще говоря, весь партийный список предполагается разбить на партийные «тройки». И такая практика уже опробована в нескольких регионах страны. Предполагается внедрить систему выборных подгрупп и в Мурманской области. В чем суть этой затеи?
При новой выборной системе в партийном списке почти не будет гарантированных проходных мест. Если раньше, например, в партсписке «ЕР» места с 1-го по 10-е почти гарантировали мандат депутата областной думы, то с принятием изменений в выборное законодательство списочные гарантии придется зарабатывать. Предполагается, что количество партийных троек депутатов от партий будет совпадать с количеством мажоритарных округов в регионе.
Рассмотрим изменения в выборное законодательство на возможных вариантах. На выборах в областную думу партия «Единая Россия» в Мурманской области формирует центральный список из трех человек-«паровозов» (например, Дмитриенко, Александрова и Попов).
А в каждом из восьми мажоритарных округов (три мурманских округа, юг области, ЗАТО и т.д.) формируются свои партийные региональные подгруппы. Одна региональная подгруппа (мажоритарный округ) может состоять из трех-четырех кандидатов от партии. Они-то и становятся «паровозиками» - представителями своей партии в конкретной региональной подгруппе. В этом случае кандидаты-«списочники» уже не «сидят на попе ровно», заранее получив проходное место в партийном списке, а вынуждены работать в округах. Ведь их прохождение в областную думу будет напрямую зависеть от результатов голосования за партию именно в их округе.
Рассмотрим гипотетический пример. По итогам декабрьского голосования в Мурманскую областную думу за разные партии было подано 500 тысяч действительных бюллетеней. Всего партийных мандатов в думе - 16. Соответственно одно место в областной думе по партийным спискам «оценивается» в 31 250 голосов (500 000:16).
Допустим, из 500 тысяч действительных бюллетеней 310 тысяч будет отдано за «ЕР». Вычисляем количество депутатских мест от партии «Единая Россия». 310 000: 31 250= 9,92. Получается, что от «ЕР» по партийным спискам в думу проходят 10 кандидатов.
Как же будут делиться выборные мандаты по итогам голосования?
Три места отдается людям, находящимся в центральном списке (Дмитриенко, Александрова и Попов). А 7 оставшихся депутатских мандатов распределяются между представителями региональных подгрупп. С учетом того, что все избирательные округа примерно одинаковы по численности, то подгруппы ранжируются в порядке убывания по фактическому количеству голосов, отданных за «Единую Россию». Простое арифметическое действие (310 000 : 7) выдаст «среднюю стоимость» одного мандата от каждой подгруппы - 44 286 голосов. Очевидно, что при таких результатах в большинстве региональных подгрупп «первые номера» становятся депутатами областной думы. Если только в каком-то округе не будет откровенных провалов «ЕР».
Но ведь списочные лидеры региональных подгрупп вполне могут победить и в мажоритарных округах. Например, в Североморском округе в партийный список «ЕР» вошли 1. Рукша, 2. Варзугин, 3. Пупкин, 4. Васькин. Но Варзугин и Рукша получили большинство голосов избирателей в мажоритарном округе. В этом случае мандат депутата по спискам североморской подгруппы получит Пупкин, который благодаря победе Рукши и Варзугина автоматически с третьего списочного места переместился на первое.
Но и это еще не все. Не забыли про три депутатских мандата, которые получили фигуранты центрального списка? Они вправе отказаться от депутатских кресел: например, Александрова может победить в своем Первомайском округе, а Дмитриенко зачем депутатство? Тогда эти депутатские мандаты будут распределены между региональными выборными подгруппами. А вот представителю какой региональной подгруппы улыбнется счастье стать депутатом, будет решать региональный политсовет партии.
Вот такая непростая политическая арифметика. Причем касаться она будет не только «Единой России», но и всех других партий.
Настоящих буйных мало
Однако проблема в том, что новая модель выборов подразумевает под собой внесение изменений в законодательство Мурманской области. Проще говоря, нынешнему составу думы необходимо собственными руками изменить закон, по которому он уже избирался ранее.
Как отметил в беседе с журналистом НВК лидер регионального отделения партии «Справедливая Россия»
Александр Макаревич, лично он пока не слышал о том, что готовится какой-то законопроект, изменяющий существующее выборное законодательство. А вот в партии «Единая Россия» не скрывают, что инициатором подобных нововведений может стать спикер думы
Евгений Никора. Впрочем, то ли пока работа над законопроектом слишком засекречена, то ли будущий закон еще «не дозрел», но о выборах депутатов по системе региональных троек даже нынешние законодатели слышали слишком мало. Да и то по большей части это были кулуарные разговоры.
Еще одна проблема в том, что разбивка на тройки в большей степени выгодна именно партии «Единая Россия», которая имеет мощные местные отделения во всех муниципальных образованиях региона, а значит, способна составить необходимое количество сильных «троек» во всех двухмандатных избирательных округах. Другое дело - остальные партии. Способны ли, например, коммунисты найти трех узнаваемых и уважаемых человек в каждом из 16 двухмандатных округов? Вопрос. Ведь на слуху у избирателя буквально 10-12 верных ленинцев, но никак не 48. Эта же проблема встанет и перед другими партиями.
Тяговая сила
Некоторые эксперты полагают, что изменение выборного законодательства связано с тем, что ранее партия власти опиралась исключительно на главу списка, и в основном это был губернатор, который на своем авторитете тащил за собой остальных.
Однако председатель комиссии по региональному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты РФ Леонид Давыдов заявил: «Если говорить о губернаторах как о «паровозах», то их роль менее велика, чем раньше». По словам Давыдова, на прошедших в марте 2011 года региональных выборах в ряде регионов губернаторы вообще не были формально включены в этот процесс. Таким образом, со слов председателя комиссии Общественной палаты и одновременно советника губернатора Мурманской области, пока не ясно, станет ли
Дмитрий Дмитриенко «паровозом» региональной «Единой России» и первым лицом будущей предвыборной кампании.
Зато вторым лицом этого списка вполне может стать бывший командующий Северным флотом, а ныне сенатор
Вячеслав Попов, тем более что он уже «тащил» на себе воз «единороссов» на выборы в областную думу 2007 года.
Возможное появление Попова в региональном списке «ЕР» связывают с новым законом о формировании Совета Федерации. Он вступил в силу в январе нынешнего года и предусматривает, что любой сенатор, чтобы быть утвержденным или переназначенным, должен пройти процедуру местных или региональных выборов. Иными словами, он сможет стать членом Совета Федерации только при наличии мандата муниципального или областного депутата. Причем касается это как «ветеранов», так и «новичков».
Например, состоявшиеся 13 марта 2011 выборы привели к тому, что жители заштатного села в Кировской области избрали своим депутатом миллиардера Александра Лебедева.
Вряд ли сенатор Попов до декабря 2011 года станет депутатом заштатного муниципалитета Мурманской области. Не исключено, что он окажется в партийных списках «ЕР», чтобы стать депутатом областной думы, а затем сложить с себя полномочия (в пользу кого-то) и вновь стать сенатором. Другой вопрос, если Попова не окажется в центральном списке «ЕР». Это фактически будет означать, что интрига с переназначением сенатора может быть очень интересной.
Судьба же второго сенаторского кресла от исполнительной власти, которое сейчас занимает
Андрей Гурьев, скорее всего, не станет хитом новостей декабря 2011 года. Во-первых, полномочия Гурьева как сенатора напрямую завязаны со сроками полномочий губернатора, а именно до марта 2014 года. Во-вторых, в случае необходимости для Гурьева всегда освободится теплое место в Совете депутатов Кировска или Апатитов. В-третьих, Гурьев может принять участие в выборах декабря 2011 года и как «паровоз» в центральной части списка, и в одной из региональных групп - скорее всего, в Кировско-Апатитской.
Состоится ли самороспуск?
Пока представители региональных политических партий озабочены возможными изменениями выборного законодательства и тихим, почти подковерным формированием собственных списков, на повестке дня остается открытым наиважнейший вопрос: а когда же, собственно говоря, состоятся выборы в Мурманскую областную думу?
Сейчас сложилась ситуация, при которой большая часть региональной политической элиты, в том числе и медийное сообщество, установила для себя одну-единственную дату - декабрь 2011 года. Мол, вопрос о совмещении выборов в Государственную Думу и региональное законодательное собрание пятого созыва - практически решенный. Однако чтобы региональные выборы состоялись в декабре, депутаты Мурманской областной думы должны принять решение о самороспуске. Ведь срок их полномочий истекает только в марте 2012 года, поэтому депутаты должны сложить с себя полномочия на полгода раньше срока. Для кого-то полгода - тьфу, а для других не только политическая, но и финансовая проблема. Сокращение срока полномочий на полгода - минус полугодовая зарплата, кому-то полгода как раз не хватит до государственной пенсии. Словом, - мелочь, а неприятно.
Математический подсчет простой. Единый день голосования по выборам в Госдуму ориентировочно назначен на 4 декабря. Решение о проведении выборов объявляется за 90 дней до начала кампании. Что имеем на деле? Выборы в областную думу пятого созыва должны быть назначены не позднее начала сентября.
При всех возможных раскладах это означает, что депутаты должны не только вернуться из отпусков раньше срока, но и с хорошим настроением большинством голосов проголосовать за собственную досрочную отставку. Возможно ли, что народные избранники откажутся уйти в «роспуск»? Интрига сохраняется.
«Замечательный мужик меня вывез в Геленджик...»
Впрочем, несмотря на наличие многочисленных интриг, некоторые народные избранники прекрасно осознают - близок список, да не укусишь, в смысле не попадешь. А потому, как говорил герой кинофильма «Ирония судьбы»: «Мы не будем полагаться на случай».
Например, на днях старт собственной избирательной кампании дал депутат-«единоросс»
Виктор Сайгин. Практически все почтовые ящики Ленинского округа Мурманска оказались забиты предвыборной газетой, которая рассказывала, какой Сайгин хороший депутат и человек. Кроме того, читателям-избирателям был предложен конкурс воспоминаний об отдыхе в пансионате «Фламинго», который расположен в Геленджике. Пансионат этот прочно ассоциируется с депутатом Сайгиным. За 10 лет в здесь отдохнули и поправили здоровье за казенный счет почти 20 тысяч мурманчан. Поэтому авторы викторины просят их прислать свои воспоминания, фотографии, стихи, частушки и другие работы на тему замечательного отдыха. В газете указано: «Вместе с работой должны быть представлены точные реквизиты исполнителя: фамилия, имя, отчество, год рождения, место работы или учебы (если не пенсионер), домашний адрес, контактный телефон». Недоброжелатели недоумевают: неужели избирательный штаб Сайгина потерял всю базу данных, накопленную годами? Как бы там ни было, а выборный слоган для Виктора Сайгина почти готов - «замечательный мужик меня вывез в Геленджик».
Не отстает от коллеги и Ирина Столыга, решившая неожиданно снять о себе любимой телепередачу «Депутат работает в округе». Для того чтобы показаться на голубом экране во всей красе, Столыга потребовала созвать для нее комиссию в комитете по образованию администрации Мурманска. Мол, сейчас я приду к вам в сопровождении телекамеры и минут за пять оптимизирую все мурманские школы. Действительно, должен же мурманский избиратель знать, кого благодарить за проделанную работу. Одна проблема: депутат поздновато спохватилась, решив поработать в округе, от которого никогда не избиралась. Столыга прошла в областную думу по спискам «Справедливой России». Очевидно, что мартовское хождение по округу может означать только одно - в 2011 году списки «эсеров» не резиновые, и надежд втиснуться в них у Столыги маловато. Вот и отправилась «работать в округ».
Впрочем, «Справедливая Россия» слишком активно начала удобрять электоральную почву в Мурманске. На экран городского кабельного канала «Арктик-ТВ» первые ведра своего весеннего компоста начал носить депутат
Владимир Ахрамейко. Содержимое направил в сторону областной власти. Технология действий вполне понятна - сейчас мы эту поляну с помощью пламенного трибуна Ахрамейко тщательно закидаем квадратно-гнездовым методом, а вы потом вытирайте ноги, чтобы не наступить. Означает ли «прописка» депутата в телеэкране, что Ахрамейко пойдет в областную думу по одному из мурманских округов? Скорее всего, нет. Поработав «минером» в областном центре, где его известность близка к нулю, Ахрамейко весь в белом вернется в свой избирательный округ. Ведь в любимой Кандалакше и Зеленоборском депутата знают отнюдь не как борца за власть, а как тихого дедушку-интеллигента, постоянно выбивающего деньги из областного бюджета на что-нибудь нужное и полезное.
Так или иначе, а до больших декабрьских выборов остается еще 9 месяцев. Срок символический - новых политиков в отличие от ребенка за это время не родишь. А потому избиратель, скорее всего, получит знакомые все лица