Как северяне собирали клубнику в Финляндии

13 августа 2010 в 09:30, Мурманская область
– Надо в анкеты Всероссийской переписи добавить графу «придурки» и внести в неё тех, кто решил заработать на сборе клубники в Финляндии, – так резко подвела итог своей поездки участница битвы за финский урожай

– В отличие от других я не ставила заработок во главу угла, – рассказывает кировчанка Нина Петровна.– Просто хотелось узнать эту сторону жизни сельской Финляндии, пожить на ферме. – Но тех, кому жизненно важно было что-то заработать, мне было искренно жаль.

Автобус, в котором 25 женщин, искательниц клубничной благодати, отправились в неизвестность, сутки добирался из Мурманска до юга Финляндии. Долго искали нужные хозяйства. Группу распределили по четырём фермам. Нину Петровну и ещё трёх северянок высадили в хозяйстве, где уже было 50 сборщиц, в основном молодёжь. Некоторые девушки работали здесь с середины мая, были и такие, что приезжали уже не первый год. Но в основном трудились новички, которые быстро взвыли и через неделю стали разбегаться, кто куда. Через две недели осталось 15 человек.

– Из нашей четвёрки одна женщина (из Мончегорска) уехала уже через четыре дня, так как у неё от нагрузки сильно разболелась нога, – рассказывает Нина Петровна. – Я дала ей в долг свои деньги, чтобы она могла вернуться домой. У неё не было ни евро, ни рублей, так как она планировала на месте заработать. Ещё двое (прекрасные женщины, замечательные трудяги учительницы Света и Оля из Архангельской области) продержались 10 дней, так и не окупив затраты на поездку. Осталась я одна, так как у меня отъезд был оплачен через фирму.

Уехать оттуда можно было без особых проблем. Делаешь заказ по телефону, и за 50 евро (2 тысячи рублей с человека) микроавтобус отвозит в Санкт-Петербург или Петрозаводск. Когда народ разбежался, стало более-менее, хотя бы исчезли очереди к умывальнику и в туалет.

Спартанские условия

Да, труд наёмных работников из России ценится низко. Женщины жили на «виллах» под названием сарай, барак и крыша (под её железными листами наша кировчанка пропарилась три недели). За проживание высчитывали три евро в день.

– Ферма была запущенная, хозяйка нервная, в семье пятеро детей, – вспоминает Нина Петровна. – Бытовые условия для сборщиков аховые. На всех два биотуалета, которые не справлялись с нагрузкой (запах соответствующий), утром туда выстраивались очереди. Мы заказывали у хозяев продукты, их привозили на следующий день. Было две кухни. Конкретно в моей стояли три холодильника, но работал лишь один и тот еле морозил. Готовили еду на двух электроплитках (четыре конфорки). Многие сборщики продукты привезли с собой из России. Пекли лепёшки, хлеб, блины, так как хлеб в Финляндии очень дорогой. За стол могли сесть только 10 человек, соответственно, и здесь очередь собиралась.

Сауна находилась на берегу озера, до которого надо было идти в жару 15 минут по пыльной дороге и самим топить котёл с водой дровами. Озеро, конечно, благодать: купание хорошо расслабляло и снимало усталость. Бельё стирали в озере.

Поле чудес

Работали с четырёх часов утра до четырёх вечера с двумя перерывами на перекус, суббота – выходной.

– Съехались «буратины» на клубничное поле чудес со всей страны, даже из Тамбова были, – делится впечатлениями рассказчица. – Работа адская. Каждый день жара за 30 градусов, на солнце все плюс 40. Клубника на поле быстро сгнивала. Настроение у работников – скорее бы отсюда убраться. В целом народ наехал нехороший, разбились на группировки. Было много ссор и оскорблений, даже в полях за грядки чуть ли не дрались.

Наш телеграм канал
Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале


Ягоду собирали в пластиковые ёмкости под названием «копа» – туда входит 3 кг клубники. Передовики, которые работали не разгибаясь, ухитрялись набрать по 40-50 коп в день, за копу платили 1,7 евро. Но у Нины Петровны не оказалось способностей к сбору ягод. Она говорит, что собирает очень аккуратно, но медленно: личный рекорд – 12 коп.

Клубники было насажено несколько полей, разных сортов. Лучше всего собирать «Флоренцию». Она крупная, с кулак, но у многих на неё была сильная аллергия.

Чтобы что-то заработать, надо вкалывать на поле не разгибаясь. Рекордсменками были три женщины из Волгограда, которые приезжают не первый раз и собирают ягоды, как комбайны. За месяц работы после удержания за проживание и продукты им выплатили 700 евро.

– Я вообще не понимаю, как можно так работать, буквально не поднимая головы, да ещё на такой жаре, – удивляется Нина Петровна. – Кстати, сумма заработка свыше 500 евро в Финляндии облагается 35-процентным налогом. Так что особо «пуп рвать» не стоит. Заработать здесь можно, только если приезжать самому, без услуг фирмы и питаться привезёнными с собой консервами. Мы же заплатили 14 тысяч рублей за трудоустройство, рабочую визу на полгода и доставку на место.

Мытарства

На обратном пути в Мурманск сборщицы обменивались рассказами о клубничных мытарствах.

12 мурманчан, которые жили в другом хозяйстве, рассказали, что их там было 130 работников. Жили по 15 человек в комнате, вперемежку мужчины и женщины. На заработки приехал интернационал: сербы, турки, белорусы, украинцы, молдаване. Самые наглые, говорят, были болгары. Бегут по полям впереди всех, собирают самую крупную ягоду и плюют на всех. Поля находились на расстоянии 2,5 км от места проживания (мрак!). Топали туда на жаре пешком утром и вечером.

В другом хозяйстве трудилось ещё четверо наших. Там хозяева разводили коней, а клубникой занимались в придачу. До полей сборщиков везли около часа, а жили они практически в конюшне, грязь, мухи, озера и сауны не было. Мылись на улице из шланга, присоединённого к крану. За проживание платили евро в день.

Но ещё одной группе из четырёх человек с бытом повезло. На их ферме хозяйкой была пани полька. Комнаты выдержаны в цветовой гамме: розовая, голубая, ромбиками. Чисто – убирает уборщица. Современная сантехника, душевые кабины, на кухне посуда «Цептер», вокруг дома всё в клумбах, травка пострижена, шезлонги расставлены и за проживание платить не надо. Но работать приходилось по 12–16 часов без выходных, а платили 1 евро за коп.

Выводы в основном у них совпали: «Люди! Не ездите за границу на сельхозработы без крайней нужды – не гробьте здоровье!». Совсем не имеет смысла ехать через фирму по трудоустройству. Лучше всего списываться с хозяевами по Интернету и приезжать по приглашению на конкретные условия проживания и оплаты, без риска получить кота в мешке. Опытные сборщики так и поступают.

Позитив

А как же без позитива? Нина Петровна пишет в своём дневнике: «Клубники наелись до отвала, все дни были на свежем воздухе. Прекрасное озеро – мы так его полюбили. Леса вековые, чистые, огромное количество птиц. И в конце концов осознание того, что ты достойно перенёс все тяготы этого по-своему интересного отрезка твоей жизни! Ура! Сейчас чуть отдохну и вновь буду искать какие-нибудь приключения. Старость меня дома не застанет!».
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter