«Глобальная опасность»: Ученые спрогнозировали мировой голод через 80 лет

24 ноября 2023 в 10:35, Россия/мир
Причина — исчезновение важного элемента
Фото: pxhere.ru
Мир находится на пороге глобального голода в связи с исчерпанием запасов одного из главных химических элементов для удобрений — фосфора, сообщили «МК» сотрудники ГЕОХИ им. В.И.Вернадского РАН. Результаты их исследования опубликованы в научном журнале «Биосфера».

Фосфор является необходимым для человека химическим элементом. Для начала, это один из распространенных элементов земной коры: его содержание составляет 0,08−0,09% ее массы. Содержится фосфор и в морской воде — 0,07 мг на литр, а также входит в состав ДНК, РНК. Фосфор называют «элементом жизни», поскольку без него невозможен синтез молекулы АТФ, которая обеспечивает энергией все живые клетки. Фосфор входит в состав 190 минералов, наиболее важными из которых для человека выступают апатит и фосфорит, из которых он и добывается.

ГЕОХИ РАН провели исследование данных по запасам и сделали вывод, что апатита и фосфорита — при том же уровне добычи и экспорта за границу для производства там удобрений, России может хватить только на 52 года. В остальном мире запасы будут исчерпаны через 80−150 лет.

«Мы пришли к выводу, что современные формы аграрного производства, основанные на форсированном внесении фосфатных удобрений, приведут к истощению природных запасов фосфатов. А это, в свою очередь, грозит всему миру масштабным голодом с большими человеческими жертвами», — рассказал автор исследования, научный сотрудник лаборатории биогеохимии окружающей среды Александр Дегтярев.

По его словам, когда население Земли было не столь многочисленным, как сегодня, эта проблема даже не поднималась. «Внесение химических удобрений в почву потребовалось только после того, как численность населения перевалила рубеж в 2,5 миллиарда, — это 30-е годы прошлого века. Если с калием и азотом у нас проблем нет, то с третьим компонентом — фосфором, запасы которого постепенно истощаются, — проблемы возникнут у нас в ближайшие десятилетия. Только калий и азот работать не будут — нужны все три элемента», — заявил ученый.

Он добавил, что когда добыча фосфатов прекратится, то человечеству придется вернуться к органическому удобрению — навозу, однако с ним урожайность с нынешних 30 центнеров с гектара снизится до фоновых 3−7 центнеров, как это было в XIX веке. «В 2004 году в Индии уже прозвенел „первый звоночек“, когда удобрения кратковременно подорожали в три раза, что вскоре привело к тысячам смертей от голода», — сказал Дегтярев.

Ранее мы сообщили, что ученые ищут причину возникновения мощного потока космических лучей — второго по силе за всю историю.