Гендиректор Кольской ГМК подвел итоги года

29 декабря 2015 в 15:58, Мурманская область
Генеральный директор Кольской ГМК Игорь Рышкель подвел итоги года в интервью Kn51.

- Игорь Анатольевич, что оставит уходящий 2015-й год в истории компании?

- Одно из самых важных событий произошло в декабре. Я говорю о запуске кобальтового производства. Это большое событие не только для «Норильского никеля» и Кольской ГМК, но и для всей отечественной цветной металлургии. Промышленного производства электролитного кобальта в России до сих пор вообще никогда не было, а в мире подобной технологией располагают всего 3 компании - швейцарская Xstrata, японская Sumitomo и французский Eramet.

- Вы сказали «подобной» - то есть наша технология уникальна?

- Да, это плод разработок наших инженеров, проектировщиков «Гипроникеля». Путь от идеи до внедрения был долгим и непростым. Но уже произведены первые тонны качест­венного металла, и я поздравляю коллектив компании. Считаю, что в достигнутый результат внес свою лепту каждый сотрудник, вне зависимости от подразделения, в котором он работает. И, конечно, особо стоит отметить коллектив и руководителей Цеха электролиза никеля, Проектного офиса, нашего генподрядчика - «Печенгастрой». Ведь создавали новое производство на площадях действующего цеха, не снижая объемов выпуска товарного никеля. Это был большой вызов, и мы с ним справились.

- Что теперь в приоритете инвестиционной деятельности?

- В инвестиционной деятельности у нас один приоритет - инвестиционная дисциплина, подразумевающая следование утвержденным планам и графикам проектов, в том числе - по их финансированию, строительству и оборудованию технологического цикла. А если вы имели в виду первоочередность каких-то конкретных проектов, то мы не делим их на более значимые или менее значимые. Они все одинаково важны для развития компании, для достижения целей, поставленных Стратегией «Норильского никеля».

- Какие это проекты? Были у них какие-то акценты именно в этом году?

- Я скажу так: в 2015-м году работы по реализации стратегических проектов развернулись уже достаточно широким фронтом. То есть мы наглядно видим воплощение всех тех решений, которые приняты инвестиционным комитетом «Норильского никеля» годом раньше. Образно говоря, по всем проектам мы перешли из «бумажной» стадии в «физическую». Это и внедрение технологии электроэкстракции никеля, и утилизация солевого стока никелевого рафинирования.

Строительство установки по утилизации солевых стоков никелевого рафинирования

Кроме того, мы завершаем капитализируемый ремонт рудно-термической печи №5 в плавильном цехе, активизировали работы по завершению пуско-наладки на участке брикетирования, провели несколько модернизационных мероприятий в рафинировочном цехе, расконсервировали и реконструировали производство в 1-м отделении ЦЭН. Решение всех этих задач нацелено на общий результат: обеспечить готовность Кольской ГМК к предстоящей реконфигурации производст­венных мощностей «Норильского никеля».

На следующий год запланировано закрытие Никелевого завода в Норильске, и КГМК предстоит стать главным рафинировочным центром «Норникеля». Так что нас ждет довольно непростой период, когда нужно будет в новых условиях и выполнять производственную программу, и продолжать реконструкцию мощностей.

- Сказывается на этой работе тот факт, что столь значительные преобразования пришлись на период кризиса в мировой экономике?

- Конечно. Мы же не можем жить в отрыве от рынка, от реалий политической и экономической ситуации. Да и никто не может. Обратите внимание, сейчас на всех уровнях, в разных отраслях и в том числе в государственном управлении меняются подходы к планированию, к инвестициям, к исполнению бюджета. В условиях кризиса большое значение приобретает умение оперативно реагировать на конъюнктуру рынка, на изменение макроэкономических параметров. В том числе - нужно быть готовым к изменению инвестиционных планов, к тому, чтобы распределить затраты таким образом, чтобы получить от них наибольшую отдачу.

- И как компании удается удержаться на заданном курсе?

- У нас есть «дорожная карта», основные мероприятия которой нацелены на снижение затрат, повышение извлечения металлов и выпуск дополнительной продукции. По итогам года мы эту программу выполнили. Правда, проявления экономической нестабильности мы и здесь ощущаем: есть некоторые пункты, которые по факту исполнены, но в абсолютных цифрах эффект мог быть выше. Это связано и с ростом цен у поставщиков на материально-технические ресурсы и оборудование, с повышением стоимости услуг у подрядчиков. Повторюсь - никто не может работать в отрыве от реалий рынка.

- А можно ли для наших читателей привести наглядный пример экономии из этой «дорожной карты»?

- Собственно, она вся состоит из таких примеров. Вот достаточно показательный: повышение качества никелевого порошка трубчатых печей, из которого потом выплавляются аноды, поступающие на электролиз. Я не буду вдаваться в детали, понятные только специалистам, постараюсь доступно изложить суть. Повышения качества никелевого порошка удалось добиться, применив в процессе его получения другой восстановитель. Прямой результат - влияние в лучшую сторону на качество и объемы товарного никеля, но есть и косвенный. Новый восстановитель позволил сократить время работы печей, и это дополнительно принесло нам снижение удельного расхода электроэнергии. В денежном выражении в 3-м квартале эта экономия составила 3 миллиона рублей.

- Получается такой «двойной эффект»?

- Верно. Мне, как руководителю, отрадно, что к решению производственных задач работники компании подходят творчески. И одним из стимулов этому служит большая работа по модернизации, которую мы ведем практически на каждом переделе, на основных и вспомогательных производствах. Я уже перечислил некоторые проекты, но могу и должен добавить, что рудник продолжает капитальное строительство объектов добычи, что на обогатительной фабрике мы закончили реконструкцию дробильного отделения, в плавильном цехе, кроме уже упомянутой РТП-5, мы отремонтировали сернокислотный участок и продолжили работу по сокращению выбросов.

В рафинировочном цехе шла работа по расширению и специализации его мощностей: построен участок отгрузки концентрата, там же занимаемся перевооружением 3-й линии флотации, завершаем капремонт 3-й нитки обжига. Металлургический цех выполняет большую, сложную, нужную работу по замене газохода. ЦЭН - это вообще у нас одна большая стройка плюс теперь еще и возобновленное производство в ЦЭН-1.

- Достаточно объемный список работ...

- На самом деле это далеко не полный перечень того, что сделано в компании. Мы успешно реализовали проект по внедрению информационной системы SAP HCM, которая позволила автоматизировать все базовые процессы управления персоналом. Что важно - Кольская ГМК стала пилотной площадкой по внедрению SAP в группе «Норильский никель».

Реализовано несколько проектов в сфере информационных технологий, продолжается реконструкция нашего энергетического хозяйства. Мы вкладываем большие средства в обновление парка техники и оборудования - по году ожидаемые затраты по оплате составят 1 миллиард 163 миллиона рублей. Я считаю, что все это в совокупности позволяет говорить о достаточно устойчивом положении и «Норильского никеля», и Кольской ГМК как части большой компании. И, конечно, это имеет большое значение для коллектива - люди должны видеть перспективы, понимать, что есть будущее. Тем более, в такие непростые времена.

- Это естественным образом выводит нас на тему социального пакета работников компании.

- Несмотря на то, что никель, вместе с другими видами сырья, заметно снижается в цене, мы не отказываемся от своих обязательств перед персоналом. Как раз в этом году продлили действие Коллективного договора, сохранив его параметры. Вместе с тем, считаю, и компания вправе ожидать от работников взаимности - в виде ответственного отношения к своему труду, к рабочему месту, к культуре производства.

- Компания заявляет культуру производства, промышленную безопасность и охрану труда в числе своих приоритетов. Вы довольны сегодняшним состоянием дел на этом направлении?

- Состоянием дел на этом направлении, наверное, никогда нельзя быть довольным. Даже противопоказано. В этой работе самоуспокоенность может обернуться бедой.

Привычка работать по накатанному сценарию, автоматизм выполнения операций, к сожалению, иногда подводит даже опытных и ответственных работников. Не должно у нас такого быть. Требую, требовал и буду требовать от работников - всех уровней, в том числе и самого высокого - безусловного соблюдения правил и норм. Причем чем выше уровень - тем выше будет спрос. Следует понимать, что все мы - и рабочие, и специалисты, и руководители - звенья одной производственной цепочки. И если нет ответственности за промбезопасность хоть в одном из ее звеньев - не работает вся система охраны труда.

- Игорь Анатольевич, как компания взаимодействует с городами присутствия?

- Мы продолжаем реализацию проекта «Мир новых возможностей», который позволяет горожанам реализовать свои наиболее значимые общественные инициативы. Принципиально, что делаем мы это на грантовой основе, по результатам широкого и прозрачного конкурса идей и проектов. Это относительно новый подход к сотрудничеству с муниципалитетами. Конечно, по мере сил - в кризис, как вы понимаете, делать это сложнее - откликаемся на насущные просьбы муниципалитетов. К слову, вот сейчас, в канун Нового года, подарили Никелю, Заполярному и Мончегорску праздничную иллюминацию. Помогаем ее монтировать. Думаю, города станут краше, а настроение у наших земляков - лучше.

- Игорь Анатольевич, спасибо за разговор!

- Я, в свою очередь, хочу поблагодарить всех работников компании за добросовестный труд. Вместе мы сделали немало хорошего в уходящем году, не меньше предстоит сделать в следующем. Хочу пожелать, чтобы всем нам на этом пути сопутствовали удача, мастерство и профессионализм. Они помогут справиться с любыми обстоятельствами. И, разумеется, от души желаю вам и вашим семьям счастья, добра и мира в Новом году!
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter