Экологи не верят заверениям нефтегазовых компаний о безопасном освоении ресурсов Арктического шельфа

20 сентября 2013 в 09:47, Мурманская область
Арктика - уникальный регион с хрупкой экосистемой и имеющий огромное значение для многих стран снова стал предметом пристального внимания и поиска путей сотрудничества дипломатов, парламентариев, политиков и ученых Арктических стран.

Эта неделя стала напряженной для Российской Арктики. В Мурманске российские и норвежские ученые, а также представители нефтегазовых компаний искали пути сотрудничества в области охраны окружающей среды, ликвидации аварийных нефтяных разливов и сопутствующих вопросах.

Постоянный комитет парламентариев Арктического региона договаривался о глобальном сотрудничестве, а активисты «Гринпис» атаковали единственную российскую морскую ледостойкую стационарную платформу (МЛСП) «Приразломная», чтобы остановить крайне рискованную и сомнительную с экономической стороны для России добычу нефти на арктическом шельфе.

От военного противостояния к международному сотрудничеству

По словам посла по особым поручениям МИД России Антона Васильева, за последнее время Арктика существенно изменилась.

«Ушло военное противостояние последних десятилетий, и арктический регион превратился в территорию международного сотрудничества, где нет не решаемых вопросов», - отметил он на встрече постоянного комитета парламентариев Арктических стран, состоявшейся сегодня в Мурманске.

Он также отметил, что Россия стала первым арктическим государством, принявшим в 2008 году собственную арктическую стратегию. Основные ее приоритеты составляют: добыча ресурсов, развитие Северного морского пути (СМП) и защита арктических экосистем и уклада жизни народов севера.

Васильев подчеркнул, что одной из важнейших задач является соблюдение баланса между интересами бизнеса, приходящего в Арктику, и сохранением ее хрупкой экосистемы.

«Арктика – последняя мировая кладовая неиспользованных углеводородов, львиная доля которых принадлежит России. Конечно, российский бизнес стремится в Арктику, но пройдет некоторое время прежде, чем он туда придет.

Должен отметить, что наши нефтегазовые компании понимают, какая экологическая ответственность лежит на них. Экологические аспекты разработки арктических проектов требуют немалых финансовых затрат, которые необходимы для защиты хрупкой окружающей среды арктического региона», - заверил посол по особым поручениям.

Напомним, что в России еще не началась разработка ни одного арктического месторождения, «заморожен» Штокман, развитие других проектов пока находятся в стадии «разговоров». Экологическая составляющая Приразломного - единственного арктического месторождения, которое «Газпром» пытается запустить уже который год, не выдерживает никакой критики.

Несмотря на это, Васильев уверен, что «время абстрактных разговоров проходит, наступает время конкретных дел. Для России Арктика – наш дом и наше будущее. Мы видим ее чистой и процветающей».

Наш телеграм канал
Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале


Экологические риски и готовность к ним

По словам заместителя председателя ГосДумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Максима Шингаркина (фракция ЛДПР), многие компании, прежде всего, работающие в Западной Сибири, начинают применять новые экологические стандарты.

Кроме того, недавно в ГосДуму были внесены изменения в закон «О континентальном шельфе» и «О внутренних территориальных водах». Сейчас разработан законопроект по внедрению наилучших доступных технологий.

«Главной целью поправок было защитить моря от загрязнения нефтью и нефтепродуктами. Можно смело сказать, что сегодня Россия имеет самое жесткое законодательство в области экологического регулирования в Арктике», - уверен Шингаркин.

Отметим, что жесткость законодательства не всегда обеспечивает его выполнение. Известны случаи, в том числе, в Мурманской области, когда аварийно-спасательные подразделения не могли добраться до мест нефтеразливов в установленные законом сроки, поскольку аварии случаются в отдаленных и необорудованных коммунальной или дорожной инфраструктурой территориях.

Другой проблемный вопрос – обработка нефтесодержащих отходов. В Мурманской области нет системы для обработки такого вида отходов, в том числе отсутствуют специально оборудованные места для временного хранения нефтесодержащих отходов и установки для их дальнейшей утилизации.

Кроме того, существуют проблемные вопросы в области таможенного законодательства России, которые могут негативно повлиять на возможности международного сотрудничества в области ликвидации аварийных разливов.

Уже много лет Россия участвует в международных учениях по ликвидации разливов нефти и ожидается, что спасатели Арктических стран могут оперативно прийти на помощь своим иностранным коллегам в ликвидации аварийных разливов.

«Последние учения, прошедшие в июне 2013 года в норвежском Киркенесе, показали профессионализм спасателей. Но после учений наше аварийно-спасительное оборудование застряло на складе временного хранения на российской таможне на пять дней. Порядок такой. Чтобы помогать друг другу, нужно привести в порядок эти вопросы», - отметил директор аварийно-спасательного формирования «ЭкоЦентр».

Экологические протесты

Несмотря на призывы политиков и дипломатов Арктических стран к сотрудничеству, экологи не верят заверениям нефтегазовых компаний о безопасном освоении ресурсов Арктического шельфа.

Беллона, наряду с крупнейшими экологическими организациями России, предупреждает о неготовности нефтегазовых компаний к работам в суровых условиях Арктического шельфа и крайней уязвимости природы, призывает пересмотреть государственную политику нефтегазового освоения Арктики в сторону реализации альтернативных, более безопасных и экономически выгодных проектов.
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter