Депутат Госдумы Максим Шингаркин выступил с предложением о том, чтобы в связи с продвижением нефтегазодобывающей промышленности в приполярные районы все арктические страны приняли общие законы об экологических стандартах. А пока трансграничное сотрудничество по вопросам готовности к ликвидации нефтяных разливов буксует из-за бюрократических проблем.
В четверг на прошлой неделе в Мурманске собрались парламентарии со всего приполярного Севера, чтобы поделиться решениями общих проблем в условиях климатических перемен. В Постоянный комитет парламентариев Арктического региона входят депутаты из национальных парламентов арктических государств и наблюдатели от различных структур сотрудничества со странами Северной Европы, коренных народов Севера и ЕС. Мурманское заседание стало 11-м по счёту с 1993 года.
Поскольку заседание проходило всего за неделю до того, как в Стокгольме должны были собраться ученые и представители правительств для составления свежего обзора климатических изменений, это естественным образом определило круг арктических вопросов, обсуждавшихся парламентариями в Мурманске. Экологическая безопасность и климатические сдвиги стали предметом всестороннего обсуждения членами комитета. Заседание проходило в конференц-зале губернатора Мурманской области
Марины Ковтун.
«Мы как арктические парламентарии должны работать над созданием совместных правил и законов для целого Арктического региона. Законы, нацеленные на защиту арктической природы, должны быть одинаковы. Мы как парламентарии могли бы работать над этой задачей у себя в парламентах», – сказал заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии Максим Шингаркин. Риск нефтяного разлива в арктических водах выше, отметил он, а последствия намного тяжелее, чем в других районах планеты.
«Безответственное освоение может стать причиной усиленного загрязнения, если мы не примем меры», – сказал Шингаркин.
Предложение депутата Госдумы не сорвало бурные аплодисменты собравшихся. Председатель Постоянного комитета депутат норвежского Стортинга Мортен Хёглунд предложил российской делегации образовать рабочую группу для проработки этого вопроса.
Было решено, что депутаты российской Госдумы подготовят меморандум о том создании рабочей группы по выработке «процедуры разработки унифицированных природоохранных стандартов (требований) для проектов (промышленной деятельности), реализуемых в Арктической зоне».
Будучи парламентским "дублёром" Арктического Совета, комитет принял решение, практически аналогичное решению самого Совета.
Арктический Совет анализирует глобальные инструменты
Прежде чем принять председательство в Арктическом Совете на заседании в Кируне в мае этого года, соображения о возможности создания общих экологических стандартов для всех приарктических государств высказывала Канада. Арктический Совет, тем не менее, решил не лезть в законодательство, но постановил, что рабочая группа по охране морской среды должна проанализировать глобальные и региональные инструменты и меры, влияющие на арктическую морскую среду, представить арктическим странам рекомендации по охране и неистощительному использованию арктической морской среды.
Как раз тогда, когда парламентарии обсуждали пути охраны хрупкой природной среды, активисты Гринпис на борту судна «Арктик Санрайз» были арестованы в районе платформы «Приразломная», единственной в России нефтяной платформы в Баренцевом море. В нескольких километрах от офиса губернатора Мурманской области местные специалисты и представители Всемирного фонда дикой природы занимались подготовкой 20 новых волонтёров к ликвидации разливов при авариях.
Бюрократия тормозит сотрудничество
В Мурманске при содействии WWF и норвежских партнёров подготовили уже 300 волонтёров. Российскими и норвежскими партнёрами было проведено несколько трансграничных учений, последний раз весной того года во фьорде под Киркенесом на норвежской стороне границы.
Глава мурманского «Экоцентра» Александр Глазов рассказал парламентариям об успехе проходивших в этом году учений. Успехе – поскольку это были учения, а не реальная ликвидация. На подготовку бумаг для получения визы в Норвегию ушло три недели, рассказал он, а на обратном пути пять дней ушло на таможенное оформление собственного оборудования. «Для того, чтобы оказывать друг другу помощь, такой порядок нужно менять на законодательной основе», - сказал он и обратился к парламентариям с этим призывом.