Депутаты Мурманской областной Думы "подешевели"
Удивительно, но все тайное иногда становится явным, уважаемые господа-товарищи! Например, недавно удалось выяснить, что депутаты Мурманской областной Думы сильно подешевели. В смысле того, что вовсе не так уж и дорого обходится налогоплательщикам содержание слуг народных по сравнению с некоторыми другими категориями думских служащих. Есть, слава Богу, есть и у нас люди бодрые, честные, мажорные, не подверженные печалям. По преимуществу, на ветвях власти и около них. Там что ни день, то праздник! Достаточно взглянуть на заработную плату думских клерков, и сразу становится ясно: депутаты - люди в законодательном собрании приходящие. На один срок избрали, а дальше полный туман. А вот работники аппарата Мурманской областной Думы - это господа вечного пользования. Тут, как говорится, занял место - и фиеста. Узнав их цену для кармана налогоплательщика, хочется поначалу хранить коммерческую тайну. Однако, к чьему-то большому сожалению, гласность, хоть и в урезанном виде, по-прежнему остается главным оружием Контрольно-счетной палаты Мурманской области. Аудиторы проверили, насколько обоснованно работникам аппарата областной Думы устанавливались должностные оклады. Оказалось, обоснованно. Так основательно, что впору Райкина вспомнить.
Ребята, вы хорошо устроились
Как там у сатирика? «Их сто - я один. Все стоят, как пуговицы, насмерть. Я сказал: привет, ребята, вы хорошо устроились!».
Начнем с того, что аппарат Мурманской областной Думы есть своеобразный штаб, который обеспечивает правовую, информационно-аналитическую, организационную, документационную и финансово-хозяйственную деятельность законодателей. Иными словами, думские чиновники занимаются всем: от юридических консультаций депутатов до написания им же законопроектов и закупки туалетной бумаги. Поэтому в штате числятся юристы, программисты, бухгалтеры, консультанты, экономисты, уборщицы и еще много кого, включая личных депутатских помощников. По большому счету, все 25 нынешних народных избранников не смогли бы вести мало-мальски грамотную и нормальную законотворческую работу, не будь у них аппарата чиновников.
Сами депутаты прекрасно знают об этой зависимости и стараются наладить дружеские, а зачастую и приятельские отношения с представителями аппаратного думского большинства. Ведь от этих отношений зависит, поедет депутат на встречу с избирателями на машине или пойдет пешком, получит вовремя документы или успеет ознакомиться с ними за два часа до начала заседания, объяснят ему суть поправки или народный избранник останется в неведении.
Работники думского аппарата четко структурированы по отделам и поддерживают жесткую дисциплину в своих рядах. В принципе, весь быт Мурманской областной Думы вполне сравним с армейской казармой. Здесь зачастую именно старослужащие из думского аппарата правят бал, а депутаты порой придерживаются принципа «упал - отжался!». Дело в том, что вся структура аппарата не просто выстроена, а вертикально интегрирована, замыкаясь на одного человека, спикера областной Думы Павла Сажинова. Таким образом, второе лицо региона несет на себе не только груз принимаемых областным законодательным собранием политических решений, но и берет на себя всю ответственность за финансово-хозяйственную деятельность Мурманской областной Думы.
Не единожды рядовые депутаты нынешнего созыва Думы пытались вести со спикером кулуарную борьбу и плести различные интриги, периодически напоминая Сажинову, что он всего лишь один из них, выбранный большинством голосов. Помнится, в первый год своего избрания депутаты обижались на бытовую неустроенность, отсутствие полноценных рабочих мест и жаловались на заносчивость думских чиновников, пришедших в законодательную власть вместе с Павлом Сажиновым больше десяти лет назад и чудесно устроившихся в думских кабинетах.
Не успели стихнуть первые бои за место под солнцем, как в 2003 году коллеги вновь ополчились против спикера.
Павел Сажинов попросил тогда депутатов выделить деньги из бюджета на покупку новой служебной иномарки. Цена автомобиля «Вольво» представительского класса три года назад зашкаливала за миллион рублей. Но следует отдать должное умению Павла Александровича вести переговоры. Он сумел объяснить депутатской публике категорическую необходимость такой дорогостоящей покупки. Спикер Сажинов привел в тот раз железные аргументы: Дума не какой-то захудалый колхоз! А спикер порой премьеров, послов и кронпринцев встречает. Не на телеге же за их лимузинами следовать?! Престиж требует жертв. Депутаты согласились, и с боем, но Сажинов все-таки сменил «Форд-Мондео» на шведскую иномарку с триколором. Злопыхатели опустили руки. Казалось, в Мурманской областной Думе наконец-то наступило долгожданное спокойствие. Но не тут-то было. В 2004 году Контрольно-счетная палата проверила правильность расходования бюджетных средств, направленных на ремонт думских кабинетов.
Особых прегрешений не нашли, разве что открытых конкурсов думские чиновники по выбору подрядчика не проводили да денег лишку израсходовали. А так все нормально. Но, как говорится, осадок все равно остался.
Как употребить букву закона
Однако вернемся в настоящее время - и к настоящим людям. А настоящие люди - это такие люди, которых не могут сломить неблагоприятные обстоятельства. Сколько бы интриганы-депутаты ни строили козни в отношении своего спикера, он не только по-прежнему крепко держит в руках законодательную ветвь власти, но и умело управляет думскими чиновниками. Среди работников аппарата у Сажинова немало «своих» людей. И все эти государственные служащие ежемесячно получают хорошую зарплату, иногда даже в несколько раз большую, чем у рядовых депутатов. Впрочем, что касается «своих» людей, то ни для кого не секрет, что должности в государственных структурах - штука в наших краях настолько прибыльная, что грех было бы раздавать их просто так, за способности. Не в Хельсинки живем! Тем более что зачастую отдача от казенного места в разы превышает рентабельность любого производства.
Например, в начале нынешнего года аудиторы Контрольно-счетной палаты Мурманской области установили, что «должностные оклады работников аппарата Думы по сравнению с предельными (максимальными) должностными окладами, определенными распоряжением губернатора, были завышены от 12 до 25 процентов». Проще говоря, оклады некоторых работников аппарата были взяты, что называется, с потолка. Недаром в Думе работает столько юристов. Зарплата думского клерка - это гимн юриспруденции!
В старые времена, когда юриспруденции этой не было в природе, люди с трудом, своими силами решали, что им можно делать, а чего нельзя. За неимением закона исходили из здравого смысла и сильно мучились. Но постепенно выделились для этих целей специальные люди - юристы. И теперь они, отложив смысл, вертят букву закона, пока не найдут, с какой стороны ее употребить, чтобы получилось удобнее. Вообще-то оклад рядового думского чиновника вряд ли способен рассказать всю правду о его реальной зарплате. Проделывая свой сложный и длительный путь от штатного расписания до кассы, он обрастает всевозможными премиями, доплатами, надбавками, пособием на санаторно-курортное лечение и даже материальной помощью. Простой пример: думская должность «консультант». Оклад в 2004 году по штатному расписанию составлял каких-то 6750 рублей. А в кассе человек из аппарата ежемесячно получал 38 тысяч 813 рублей. И один раз в год 27 тысяч рублей в качестве пособия на санаторно-курортное лечение. Таким образом, лишь один (!) думский чиновник средней руки два года назад обходился областному бюджету почти в полмиллиона рублей в год. А всего в аппарате областной Думы больше 50 таких весьма высокооплачиваемых господ. Уже не говоря о высоких думских начальниках, чья зарплата переваливает за 70-80 тысяч рублей. Еще раз напомним, что речь в данном случае не идет о депутатах и их штатных помощниках. Поскольку в то же время депутат обыкновенный, пришедший в Думу на свой первый срок, уносил домой в кармане около 24 тысяч рублей.
Нужно ли говорить о том, что после проведенной аудиторами Контрольно-счетной палаты проверки обоснованности выплат работникам аппарата некоторые народные избранники впали в состояние легкого транса. Сначала они изумлялись, потом гневались и даже ходили к спикеру на поклон. Но когда поняли, что никто чиновникам аппарата зарплату уменьшать не собирается, стали рассказывать друг другу анекдот:
«Товарищ консультант, у вас зарплата большая?
- Ну, не знаю...
- Ну на порядок больше, чем моя?
- На порядок вряд ли, но раз в пятнадцать - это точно».
Анекдотами все и закончилось. Депутаты пошутили, поахали в тряпочку, которой впоследствии и утерлись в очередной раз. Чем в очередной раз подтвердили старую сентенцию: если человека внезапно ударить - он закричит от боли, а если ему долгое время давать по балде равномерно, как по графику, - притихнет и замолчит.
Михаил СВЕТЛОВ.