Первоначальной целью реформы электроэнергетики было привлечение в отрасль инвестиций для модернизации энергосистемы страны и развитие конкуренции. Но прошло уже почти 10 лет реформ, а потребители не видят модернизации, внятной конкуренции – только рост цен. Результатом реформы стал крайне низкий уровень либерализации, недостаточный для появления стимулов развития энергетики. Очевидно, что цена электроэнергии у нас скоро будет одной из самых высоких в мире, а достаточные механизмы влияния на нее со стороны потребителей до сих пор отсутствуют.
Зашла ли реформа в тупик, работают ли рыночные законы на территории России, как долго продлится ручное управление электроэнергетикой и когда у потребителей появится возможность выбирать условия покупки электроэнергии – это наиболее острые вопросы, поднятые в ходе первого дня работы конференции энергетиков, проходящей в г. Саариселька.
В России функционирует 530 энергосбытовых компаний и 250 гарантирующих поставщиков (ГП). Анализ, проведенный Федеральной антимонопольной службой РФ, показывает, что ситуация на розничном рынке электроэнергии с точки зрения конкуренции хуже, чем на оптовом: рынок является высококонцентированным, во всех регионах есть субъекты, которые доминируют с долей более 50%. Однако по-другому и быть не может из-за ряда проблем, отмеченных участниками конференции, в том числе перекрестного субсидирования населения, преобладания прямого администрирования и ценового регулирования, доминирующей доли государства как собственника генерирующих, инфраструктурных и сбытовых активов.
Некоторые эксперты отрасли считают, что в текущих условиях возникает риск возврата к государственному регулированию с целью обеспечения контроля над ценами. По словам Максима Балашова, начальника отдела электроэнергетики Департамента промышленности и инфраструктуры Правительства РФ, «электроэнергетика – инфраструктурная отрасль, задача которой состоит в обеспечении конкурентоспособности производства. В настоящее время рынок определяет цену все выше и выше, в результате мы получаем завышенную стоимость электроэнергии для промышленности, что приводит к парадоксальной ситуации – электроэнергетика становится единственной инвестиционно привлекательной отраслью, в то время как промышленность, имея высокие затраты, остается за бортом, а рост экономики тормозится».
У гарантирующих поставщиков нет стимулов для поощрения потребителей и клиентоориентированности – деятельность ГП строго регулируется, его доход формируется за счет сбытовой надбавки, составляющей в конечной цене не более 3-4%, действенных механизмов влияния на цену оптового рынка пока не создано, а сетевой тариф также устанавливается государством. В то же время ГП вынужден выполнять социальную функцию, снабжая электроэнергией неплатежеспособных потребителей, оплачивая покупку электроэнергии для них на оптовом рынке в полном объеме. Механизмов бюджетных гарантий для «неотключаемых» потребителей так и не сформировано.
Все участники дискуссии поддержали мысль о том, что основной причиной возникших в ходе реализации реформы проблем является отсутствие единого координирующего центра. По словам Елены Фатеевой, заместителя председателя Правления НП ГП и ЭСК по операционной деятельности, «при функционировании РАО ЕЭС существовал единый центр, который видел всю картину отрасли; сейчас же каждый субъект отрасли имеет свое представление о том, как она должна работать, отсутствует центр выработки консенсуса. Мы находимся в точке большого недоверия: с одной стороны - государства к участникам рынка, с другой стороны - участников рынка к государству. Эта точка не позволяет развиваться дальше, т.к. неясно, идти ли вперед или двигаться обратно, к регулированию. Кроме того, сегодня мы наблюдаем с одной стороны тенденцию все «зарегулировать», проистекающую из того самого недоверия, с другой – ощущается нехватка нормативной базы, регулирующей основные процессы в отрасли. Отсутствие постановлений, регулирующих отношения на розничном рынке, – яркий тому пример».
Однако эксперты нацелены на дальнейшее продолжение реформы и развитие конкуренции в отрасли. По словам Игоря Быкова, директора департамента по реализации ОАО «Оборонэнергосбыт», «реформа привела к тому, что цена на электроэнергию достигла некого предела, и теперь созданы условия для конкуренции в методах и подходах к энергоснабжению в целом». Это проявляется и в выходе крупных потребителей на оптовый рынок, и в развитии розничной генерации (проводником в этом стал холдинг О.Дерипаски, выступивший с инициативой строительства объектов генерации для собственных нужд). Целевая модель реформы состоит в том, чтобы каждый потребитель мог выбирать поставщика электроэнергии либо самостоятельно выходить на оптовый рынок.