Главный источник загрязнения в Баренцевом регионе – ГМК «Норильский Никель» - опубликовал предварительную финансовую отчетность за первые шесть месяцев - 2,35 млрд. долларов США, что в несколько раз превышает прошлогодние цифры (439 млн. долларов США). При этом ни копейки не тратится на сокращение выбросов комбината, что в нескольких километрах от границы с Норвегией.
Финансовые результаты, объявленные в понедельник, превзошли все ожидания аналитиков, отчасти благодаря росту мировых цен на цветные и драгоценные металлы. Доходы за первые шесть месяцев 2010 года были опубликованы на сайте компании.
Норильский Никель является крупнейшим производителем никеля и палладия в мире, имеющем шахты и горно-металлургические комбинаты в сибирском Норильске, а также Никеле, Заполярном и Мончегорске на Кольском п-ве. Компания также является крупнейшим источником загрязнения атмосферы в Баренцевом регионе. Один лишь горно-металлургический комбинат в поселке Никель выбрасывает до 100,000 тонн диоксида серы (SO2), что в четыре-пять раз превышает выбросы диоксида серы во всей Норвегии.
Выручка в 6,84 млрд. долларов США Скорректированный показатель EBITDA (прибыль до вычета процентов, налогов, износа и амортизации) увеличился с 1,4 млрд. долл. США в первой половине 2009 года до 3,37 млрд. долл. США в первом полугодии 2010 года. Выручка компании за первые шесть месяцев 2010 года составила 6,84 млрд.долларов США, по сравнению с 4.08 млрд. за тот же период в 2009 году, сообщается в пресс-релизе компании.
В интервью BarentsObserver, Министр окружающей среды Норвегии, г-н Эрик Солхейм, сообщил, что у Норвегии достаточно разочаровывающий опыт ведения переговоров о возможных попытках сократить выбросы загрязняющих веществ на комбинате в Никеле.
- Любые предложения и попытки давления норвежской стороны по очистке выбросов не оказали ни малейшего влияния на Норильский Никель, подчеркнул Эрик Солхейм.
Измерение уровня загрязнения атмосферы, проведенное на норвежской стороне границы, показывает, что степень загрязнения по-прежнему представляет серьёзную угрозу в приграничной зоне. Причем, выброс тяжелых металлов продолжает расти. За летние периоды с 2004 по 2008 год на норвежской стороне границы недалеко от никельского комбината выбросы меди, никеля и мышьяка в четыре-семь раз превысили число выбросов за последние 15 лет, сообщал BarentsObserver прошлой осенью.
Наблюдательная станция – щекотливая тема в отношениях Норвежские власти всегда считали важным проводить измерения показателей загрязнения окружающей среды в приграничной зоне в тесном взаимодействии с Россией. Для этого норвежской стороной были выделены деньги на установку измерительной станции на российской стороне границы, но российские власти спустя какое-то время её закрыли. Неловкая ситуация с закрытием станции с тех пор стала щекотливым вопросом в российско-норвежских отношениях по охране окружающей среды.
В прошлом году, госсекретарь министерства окружающей среды Норвегии Хейди Сёренсен сообщила о намерениях вновь открыть на деньги Норвегии измерительную станцию в Никеле, но открытие было отменено за день до предполагаемого события, г-же Сёренсен пришлось завершить свою поездку в норвежском приграничном городе Киркенесе, так и не доехав до границы с Россией.
Этот вопрос также поднимался госсекретарём министерства окружающей среды Норвегии г-жей Сёренсен на встрече со своим российским коллегой Сергеем Донским, во время съезда министров окружающей среды Баренцева региона в Тромсё в феврале этого года. Разговор не дал никаких результатов.
Окончательный отказ
Сегодня, как сообщил нашему сайту министр окружающей среды Норвегии Эрик Солхейм, он был проинформирован российской стороной, что федеральное агентство, выдающее разрешения на размещение иностранных объектов на территории России, отклонило заявку на открытие измерительной станции в Никеле.
Вместо этого станция будет заменена российской измерительной станцией, включенной в усовершенствованную российскую сеть наблюдения.
BarentsObserver: Какие инициативы министерство планирует предпринять для того, чтобы Норильский Никель сократил объём выбросов в Никеле?
- У нас достаточно разочаровывающий опыт ведения переговоров о возможных попытках сократить объёмы выбросов на комбинате в Никеле - отвечает г-н Солхейм.
- Поэтому в последние годы мы сконцентрировали свои усилия в основном на российских властях, с тем, чтобы добиться от них установления более строгих нормативов предельно допустимых выбросов на предприятии, говорит Солхейм.
Никель на повестке дня президента
Норвежский премьер-министр также неоднократно поднимал вопрос: во время приезда президента Медведева в Осло в апреле и после в Мурманске в середине сентября.
- И я, и премьер-министр в сентябре этого года поднимали вопрос о Норильском Никеле в беседе с президентом Медведевым во время его визита в Мурманск для подписания соглашения о разграничении морских пространств, рассказывает Эрик Солхейм.
- В совместном заявлении, сделанном политиками, чётко обозначено, что ситуация вызывает озабоченность и российские власти помогут сократить выбросы до уровня, не представляющего угрозу здоровью и окружающей среде в приграничных районах, поясняет министр окружающей среды Норвегии.
- Также заявлено об усилении контроля и мониторинга окружающей среды. Помимо этого, нам сообщили о назначении рабочей группы, возглавляемой министерством природных ресурсов, в состав группы вошли представители четырёх различных российских министерств и компании Норильский Никель. Рабочая группа будет рассматривать различные возможности сокращения выбросов и улучшения окружающей среды в этом районе. С нашей стороны мы внимательно исследуем решения, предложенные группой. Мы будем продолжать поднимать вопрос на встречах с нашими российскими коллегами пока не найдём решения, которое послужит как на благо окружающей среде, так и добрососедским отношениям, сообщил сайту BarentsObserver Эрик Солхейм.
20 лет безрезультатно
Впервые вопрос о загрязнении окружающей среды выбросами из Никеля был поднят Йенсом Столтенбергом во время его приезда в Никель в 1988 году. Тогда он возглавлял Норвежскую Рабочую Молодежь. В 1990 году загрязнение из Никеля было включено в первый российско-советский протокол по окружающей среде. Тем не менее, с того времени никаких очистительных сооружений в Никеле так и не было установлено.
Никельский комбинат – не единственный завод вблизи границы, принадлежащий Норильскому Никелю, который загрязняет норвежскую территорию. Выброс диоксида серы во время брикетирования рудного концентрата в городе Заполярном также наносит вред природе.
Выбросы перекинулись с одного предприятия на другое
Норвегия выделила 20,6 млн. норвежских крон на замену технологии "окомкование-обжиг" на безобжиговую технологию брикетирования рудного концентрата в г. Заполярный с целью сокращения выбросов диоксида серы(SO2 ). Но теперь часть серы, выгоравшая раньше при обжиге, будет выбрасываться в атмосферу при плавке руды в соседнем Никеле.
Хотя оба проекта - модернизация производства в Заполярном и модернизация комбината в Никеле - задумывались норвежской стороной как единое усилие по сокращению общего объёма выбросов.
- Верните нам деньги
Таким образом, Министерство окружающей среды Норвегии потребовало от Норильского Никеля вернуть деньги. Но, несмотря на аннуляцию соглашения по улучшению экологической обстановки, Норильский Никель не хочет возвращать норвежские деньги.
На вопрос о перечисленных денежных средствах министр окружающей среды г-н Эрик Солхейм, ответил следующее: - Нет, мы так и не получили денег. Сейчас мы думаем над тем, что предпринять с норвежской стороны, когда истечёт срок действия соглашения.