Говоря об экономике, транспортных потоках и производственных мощностях, нельзя обойти стороной общие параметры функционирования рынка как такового. Именно поэтому на прошедшей недавно в Мурманске III международной конференции «Логистика в Арктике» теме вступления России во Всемирную торговую организацию было уделено особое внимание.
Напомню, путь нашей страны к членству в ВТО был весьма долог, нам потребовалось на него 18 лет. Ключевым моментом стала заключительная встреча рабочей группы, которая состоялась 11 ноября 2011 года.
Весь пакет документов, фактически определяющий обязательства России, был принят именно тогда. В декабре на министерской конференции ВТО также единогласно было одобрено решение о принятии нашей страны в эту организацию. И после решения ряда технических моментов 22 августа 2012 года Россия стала 156-м членом ВТО. Так все-таки - это полезный шаг или нет?
- Однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя, - считает заведующий кафедрой мировой экономики Санкт-Петербургского госуниверситета, доктор экономических наук, профессор Сергей Сутырин. - Все зависит от ряда обстоятельств.
В свое время Уинстон Черчилль сказал, что есть люди, которые в любых возможностях видят проблемы, и есть люди, которые в любых проблемах видят возможности. Во многом от этого и зависит, как мы будем оценивать последствия присоединения России к ВТО. Взять хотя бы экономическое сотрудничество в Арктическом регионе.
Как и в любой другой области земного шара, это не только взаимовыгодная деятельность, но и конкуренция. А конкуренция предполагает определенный конфликт интересов. То, что хорошо для одних, не всегда выгодно для других. Это справедливо и применительно к последствиям присоединения нашей страны к ВТО.
Как же все-таки это может повлиять на конкурентоспособность отечественных компаний? По мнению докладчика, здесь есть и плюсы, и минусы. Давайте начнем с плюсов. Ибо, по мнению профессора Сутырина, в целом присоединение России к ВТО отвечает долгосрочным стратегическим интересам нашей страны. Важным, с его точки зрения, моментом является участие в определении так называемой переговорной повестки и, соответственно, - в принятии решений о нормах и правилах международной торговли.
Эти правила вырабатываются, они не даны нам в виде каких-то сакральных истин. Поэтому вдвойне важно, чтобы страны, выражающие интересы своего бизнес-сообщества, могли отстаивать свои позиции. До того как Россия вступила в организацию, она как присоединяющаяся страна могла участвовать в проводимых под эгидой ВТО мероприятиях.
Ее представители имели возможность выступать. Но это никого ни к чему не обязывало. Теперь же для отстаивания своей точки зрения у нас появилось гораздо больше возможностей. Это, конечно, не гарантия успеха, но лучше того, что было раньше.
- Более прозрачная и предсказуемая среда функционирования - это движение в нужном направлении, - уверен Сергей Сутырин. - Тот факт, что торговая политика оказывается теперь определена на длительную перспективу, создает более спокойную среду для функционирования российских компаний.
Улучшится и доступ российских товаров и услуг на зарубежные рынки. Это особенно важно, если мы всерьез задумываемся о совершенствовании структуры отечественного экспорта, где пока доминируют углеводороды и другие сырьевые товары.
- увеличение притока прямых иностранных инвестиций. Ожидание этого связано сразу с несколькими обстоятельствами: уже упомянутой более предсказуемой и прозрачной средой, либерализацией торговли и теми дополнительными обязательствами, которые Россия принимает на себя в части защиты прав интеллектуальной собственности. Как известно, озабоченность относительно охраны этих прав являлась важным сдерживающим фактором для ряда иностранных инвесторов.
- Важен для нас и доступ к механизму урегулирования споров, - продолжил профессор. - Сколь бы критически ни относиться к ВТО, подавляющее большинство специалистов существующие в ней механизмы урегулирования споров считают очень серьезным достижением.
И теперь Россия получает возможность защищать интересы своих хозяйствующих субъектов не только в формате двусторонних переговоров, как ранее, но и прибегая в случае необходимости к третейскому суду, решения которого для членов ВТО являются обязательными.
Снижение цен на импортируемые товары - также существенный положительный момент. Ведь примерно половина нашего импорта приходится на машины, оборудование, транспорт и так далее. Это касается не столько домохозяек, сколько крупных промышленных предприятий. На потребительском же рынке бесчисленные посредники-перекупщики могут нивелировать ценовую разницу. Их прибыль увеличится, а мы получим в магазинах все те же цены, что и были ранее.
Стратегически хорошо, а тактически не очень приятно то, что наши компании получат дополнительные стимулы для повышения своей конкурентоспособности. В условиях жесткой конкуренции им придется внедрять новые технологии и обзаводиться новым оборудованием.
- Если обобщить, то большинство экспертов - и российских, и зарубежных - ожидают некоего улучшения общих макроэкономических показателей. И, как следствие, повышения мирового спроса на продукцию отечественных производителей, определенного роста валового внутреннего продукта. Цифры в оценках разнятся от 1 до 3-5 процентов в год. Но в любом варианте расчетов это не минус, а плюс, - заметил докладчик.
Теперь все-таки о минусах. Они, к сожалению, тоже имеются. В их числе, скажем, возможное увеличение доли зарубежных товаров и услуг на отечественном рынке. Подобное вытеснение местных производителей в свое время имело место на Украине. Иначе говоря, выиграв на внешних рынках, мы можем проиграть на внутреннем.
Далее - повышение цен на отдельные товары. Это немного неожиданное последствие, коль скоро мы говорим о либерализации торговли, снижении тарифов и пошлин. И связано оно с уже упомянутыми обязательствами, касающимися защиты прав интеллектуальной собственности. Придется больше тратить на приобретение лицензий. По цепочке эти дополнительные расходы дойдут и до конечного потребителя.
В числе минусов от вступления в ВТО ряд аналитиков называют и сокращение бюджетных доходов. По некоторым оценкам, потери от снижения таможенных пошлин могут составить сотни миллиардов рублей. Впрочем, это справедливо лишь при сохранения нынешнего объема торговли. В то время как по прогнозам ожидается его рост.
- На ЕС приходится около половины нашего внешнеторгового оборота, - напомнил профессор Сутырин. - Так вот, за последний период колебания обменного курса (а он никак не связан с ВТО) между рублем и евро находились в пределах 6 процентов. В то время как суммарное снижение пошлин, связанное со вступление в ВТО, составит лишь 3 процента. Как видим, все будет зависеть не от пошлин, а от общего состояния экономики. Присоединение к ВТО - всего лишь один из факторов, и не надо его фетишизировать.
Уровень экономического развития и отраслевая структура промышленности края позволяют сделать вывод, что Мурманская область не относится к наиболее проблемным и уязвимым регионам с точки зрения последствий при вступлении в ВТО.
Об особенностях, если так можно выразиться, интеграции в общемировой рынок нашего региона рассказал и. о. министра экономического развития Мурманской области
Дмитрий Соснин.
- Уровень экономического развития и отраслевая структура промышленности края, дополненные показателями занятости в основных отраслях, позволяют сделать вывод, что Мурманская область не относится к наиболее проблемным и уязвимым регионам с точки зрения последствий при вступлении в ВТО, - подчеркнул он.
Специфика экономики Кольского полуострова связана с использованием его природных ресурсов и географическим положением. Так, в прошлом году на долю Мурманской области приходилось все производство апатитового и нефелинового концентратов в России, 14 процентов производства рыбы и рыбопродуктов, 10 процентов - железорудного концентрата.
Крупнейшие производственные предприятия сосредоточены у нас в горнодобывающем комплексе, химической промышленности и рыбной отрасли. Мурманская область относится к экспортно-ориентированным регионам. И какие-то новые тенденции во внешнеэкономическом обороте региона пока не наблюдаются.
- Времени прошло слишком мало, чтобы оценить влияние ВТО на экономику региона, - отметил
Дмитрий Соснин. - Задача сейчас состоит в том, чтобы максимально адаптировать наши предприятия к деятельности в новых условиях.
И все же: потенциальный рост и возможные угрозы - каковы они для нашего края? По результатам исследования, для Мурманской области потенциальный рост возможен в области цветной металлургии. Причем он может составить от 10 до 15 процентов. Это достаточно серьезная цифра.
Впрочем, здесь идет речь о потенциальном росте спроса. Неизвестно, чем смогут ответить на него наши компании. Возможен и рост иностранных инвестиций в экономику области. Пока, правда, как отметил и. о. министра, это лишь ожидания. Что касается зоны риска, то в ней находятся сельское хозяйство (как, впрочем, и всей страны), рыбопереработка и пищевая промышленность в целом, а также морской транспорт.
- С известной степенью упрощения мы можем уподобить присоединение России к ВТО покупке весьма дорогостоящего оборудования, - подвел итог состоявшегося разговора Сергей Сутырин. - Вопрос в том, что мы будем дальше с ним делать. Если научимся пользоваться, то получим выигрыш. А если не станем применять, то наши затраты на покупку не окупятся никоим образом.