11 декабря губернатор Мурманской области
Марина Ковтун выступила с докладом «Об итогах 2017 года и основных задачах 2018 года». На наш взгляд, документ не только излишне оптимистичен, но даже и не лишен иллюзий.
2018-й, в первую очередь, знаменателен выборами Президента РФ, а, значит, требуется тщательный анализа предыдущего периода.
Судя по отчету губернатора
Марины Ковтун, 2017 год прошел в Мурманской области замечательно, и перспективы региона на очередной год самые оптимистичные. Но с настроением власти не всегда совпадает настроение жителей и экспертов.
В докладе губернатора особо подчеркивался факт роста социально-экономического развития. Но если мы посмотрим на бюджет региона, то возникают естественные вопросы. Например, за счет чего происходил этот рост?
Согласно закону Мурманской области от 23 декабря 2016 года N 2083-01-ЗМО «Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», принятом Мурманской областной Думой, дефицит областного бюджета в 2017 году должен был составить 2061870,6 тыс. рублей. Бюджет 2018 года был запланирован с профицитом в размере 1478788,7 тыс. рублей.
Уже через год, в ноябре 2017 года, на заседании областной Думы бюджет 2018 года был принят с дефицитом в 3,17 млрд рублей. Если исходить из изменения суммы бюджета в течение года, то ситуация с финансами в области не самая оптимистичная. Представленные бюджеты на 2019 и 2020 годы, в свете вышесказанного, в настоящее время рассматривать просто не имеет смысла.
Промышленность в области действительно растет. Но это зависит от того, что Заполярье богато природными ресурсами, и их добыча развивается. Рост добычи, а, следовательно, инвестиций в нее, безусловно, радует, но благодарить здесь нужно не областное руководство, а природу края и крупные компании федерального уровня, которые наращивают объемы.
А вот по ряду других вопросов, отмеченных в докладе губернатора
Марины Ковтун, прошедший год оказался далеко не самым удачным.
Продолжает расти стоимость отопления. На фоне мазутозависимости региона и высокой цены мазута, поставляемого «Ростнефтью», тариф на теплоснабжение в Мурманской области остаётся одним из самых высоких на северо-западе страны. Более того, в Кандалакше жители, которые перешли на электрообогрев квартир, получают двойные счета.
Это вызывает крайнее возмущение горожан, которое уже вылилось в голодовки, митинги протеста и обращения к руководству страны. До настоящего времени вопрос областной властью полностью не урегулирован.
В этом же ряду стоит проблема комбинированных энергообъектов из солнечных панелей, ветроустановок и дизельного генератора, установленных в Терском районе.
В 2017 году ветряки, стоимостью в 100 млн рублей, просто валялись на земле. И только в конце года, после нескольких публикаций в СМИ, власти заявили о начале ремонта этого дорогостоящего оборудования.
Апофеозом энергетических проблем региона стала новогодняя ночь, которую жители Полярных Зорь (поселка Зашеек) встретили без воды и электричества…
Настоящей катастрофой стал прошедший год для жителей области с точки зрения медицинского обслуживания.
Несмотря на возмущение жителей, приказом министра здравоохранения области Валерия Перетрухина (№ 150 от 14.03 2017г «Об установлении случаев при которых оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях осуществляется в медицинской организации») в школах практически закрыты медицинские кабинеты.
В результате реформы областного здравоохранения выросли очереди в медицинских учреждениях. Рядовые жители по несколько недель не могут попасть на прием к врачам.
По-прежнему острым остается вопрос дефицита медицинских кадров — на конец года в области не хватало 636 врачей. Катастрофически не достает оборудования и машин скорой помощи.
В Терском районе на пять тысяч человек – всего одна машина скорой помощи, которая вынуждена возить больных на расстояние свыше ста километров. В результате, пока одних пациентов медики спасают, другие умирают без своевременной медпомощи – во всяком случае, об этом рассказывают местные жители.
С требованием остановить непродуманную реформу здравоохранения в Мурманской области уже выступили врачи, депутаты, рядовые жители. Президенту РФ Путину и министру здравоохранения РФ Скворцовой направлены соответствующие петиции и обращения.
В поселке Никель жители вышли на митинг с лозунгами «За доступность медицинской помощи»… Однако должной реакции областной власти общественность так и не добилась, а независимая пресса стала жаловаться на «закрытость» регионального министерства здравоохранения.
Самым острым сигналом о состоянии здравоохранения области стало обращение на «прямую линию» президента Путина жительницы Апатитов Дарьи Стариковой. Дарье, из-за отсутствия специалистов, не смогли своевременно поставить правильный диагноз очень тяжелой болезни. После обращения Д. Стариковой к главе государства прокуратурой области было начато расследование.
Сохраняются в регионе и жилищные проблемы. Путем серьезных усилий график расселения аварийного жилфонда в последний момент был выполнен, но жители имеют претензии к качеству новостроек.
Чаще других жаловались на качество жилья новоселы в Кандалакше, поселке Зеленоборский, Умбе и ряде других населенных пунктов. В Умбе, по результатам исследований активистов, были возбуждены уголовные дела. Проблема с расселением аварийных домов в области, по-прежнему, стоит очень остро. По состоянию на 10 июля 2017 года в реестре аварийных домом значится 635 зданий.
Не все так оптимистично, как в итоговом докладе губернатора
Марины Ковтун, и в транспортной отрасли.
Характерным сигналом стало обращение руководства филиала ПАО «Мурманскавтотранс» — Автоколонна №1443, поступившее в администрацию Кандалакши накануне Нового года.
Перевозчики сообщили, что из-за отсутствия денежных средств на ГСМ и заработную плату с 26 декабря 2017 года на территории Кандалакшского района будет прекращено транспортное обслуживание ряда муниципальных маршрутов. На этих направлениях останется только коммерческий транспорт. Соответствующая информация была передана и в прокуратуру.
Подводя итоги года, нельзя не вспомнить и о сложившейся ситуации в правительстве Мурманской области.
По подозрению в мошенничестве и хищениях были арестованы люди из ближайшего окружения губернатора
Марины Ковтун. В частности, были задержаны заместитель главы аппарата областного правительства Эдуард Никрашевский, первый заместитель руководителя ГОБУ «Управление по обеспечению деятельности правительства Мурманской области» Георгий Благодельский и бывший вице-губернатор области
Игорь Бабенко.
Покинула свой пост и министр природных ресурсов и экологии
Эльвира Макарова, против которой возбуждено уголовное дело по статье «Злоупотребление должностными полномочиями».
Сама
Эльвира Макарова подала в суд уже на губернатора Ковтун с требованием заменить постановление об увольнении в связи с утратой доверия на формулировку – увольнение по собственному желанию, но суд в иске отказал.
Все названные выше социально-экономические и управленческие проблемы власти региона в течение года старались ретушировать, нивелировать, прибегая к помощи журналистов и пиар-специалистов.
В 2017 году от правительства Мурманской области средства на «информирование населения» получили: ГТРК Мурман – 23 млн рублей (и еще 10 млн рублей – от областной Думы), Арктик-ТВ – 6 млн рублей, «Комсомольская правда» — 1,2 млн рублей, «Российская газета» — 1,3 млн рублей. Список можно продолжать и дальше. Итоговая сумма составила около 40 млн рублей.
Если к этому добавить 35 млн рублей на содержание газеты «Мурманский вестник», то сумма получается внушительная. Чем, если не пиаром деятельности региональных властей, занимались на бюджетные деньги СМИ?..
Параллельно власти области «гасили» волну недовольства, которую поднимали представители независимых СМИ и блогеры. Критику
Марина Ковтун очень не любит. После публикаций на тему рыбалки с вертолетом, дорогих гостиниц и сборов на благотворительность,
Марина Ковтун сделала официальное заявление о давлении на нее силовых структур, а автор публикаций сообщил о поступающих в его адрес угрозах.
Несогласных с оптимистичными итоговыми докладами
Марины Ковтун в Мурманской области быть, вероятно, не должно. Ну что ж, губернатор Мурманской области – не без иллюзий.